Поиск по сайту
Авторизация
|
Методические письма![]() Методические рекомендации по преподаванию обществознания в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образованияОробинская Е.Я., методист
Методические рекомендации по преподаванию обществознания в 5 классе
Цели изучения предмета «Обществознание». Общая цель преподавания обществознания как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в «оптимальной социализации подростка, его приобщении к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, формировании гражданской идентичности личности».[1] Главные цели изучения предмета «Обществознания» представлены в примерной программе по обществознанию для 5 – 9 классов общеобразовательной школы[2]. Целевые установки отражают основные виды деятельности, на освоение которых направлен школьный курс обществознания. К ним относятся, например, умение характеризовать основные этапы социализации, определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами, оценивать с позиции норм морали собственные поступки, использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности», сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода и др. В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Обществознание», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету. Предмет «Обществознание» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего об образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3]. Согласно базисному учебному плану,общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в 5 классе, составляет 35 часов (по 1 часу в неделю). При этом уменьшение учебных часов на изучение предмета не допускается. Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[4]. Распределение учебных часов по предмету «Обществознание».Примерная программа по обществознанию для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 175 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 33 часа (25 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[5]. Распределение учебных часов по обществознанию в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1. Таблица 1 Распределение учебных часов по предмету «Обществознание» в 5 классе
При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения. 1. На реализацию регионального содержания по обществознанию в 5 классе отводится 8 часов. Материалы регионального содержания могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу обществознания пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект. 2. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня обществоведческого образования – полноправный раздел примерной программы по обществознанию[6]. Формы, виды контроля содержатся в примерной программе по предмету, могут быть выбраны по усмотрению учителя и проведены как в устной, так и в письменной форме. 3. В процессе изучения курса обществознания в общеобразовательной школе обязательным при проектировании рабочих программ учителя является необходимость учета знаний учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего, по истории, литературе и географии. Изучение содержания курса по обществознанию необходимо осуществлять во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций. Таким образом, планирование тем должно осуществляться с учетом вышеуказанных положений. Примерные темы уроков по обществознанию указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по обществознанию. 4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по обществознанию в настоящее время претерпевают некоторые изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю истории и обществознания рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента; заданий, требующих сравнения социальных объектов; познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Необходимо уделять внимание и заданиям, способствующим развитию умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам, оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. При этом необходимо учитывать, что аудиторная практическая работа может и не предполагать отдельного учебного занятия, предназначенного только для её выполнения. Она может рассматриваться как вполне закономерная часть урока любого типа в зависимости от совместного целеполагания учителя и обучающихся на учебном занятии. 5. В процессе изучения обществознания в пятом классе важно обращать внимание на уроки практической направленности, в том числе и уроки, предполагающие несложную исследовательскую деятельность обучающихся. Необходимо уделять внимание и формированию такого умения, как извлечение социальной информации об обществе из педагогически адаптированных источников различного типа. Как правило, указанные выше уроки, не только расширяют кругозор обучающихся, но и формируют их самостоятельность, особым образом способствуют развитию универсальных учебных действий. Специфика практико-ориентированных уроков (урок-семинар, урок-экскурсия и др.), рекомендованных для пятого класса, указана в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по обществознанию. Вместе с тем учитель, ориентируясь на интересы пятиклассников, вправе выбирать и иные формы проведения уроков. В этой связи целесообразно обратить внимание на изучение современной методической литературы. [1] Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 23 [2] Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5 – 6. [3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 271. [4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282. [5] Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 11. [6] Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 27. Файл: Загрузить |