Поиск по сайту
Авторизация
|
Методические письма![]() Методические рекомендации по преподаванию музыке в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования
Методические рекомендации
Цели общего музыкального образования. Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Содержание изучения музыки на ступени основного общего образования представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально – творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного опыта становится основой для успешного усвоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека. Организация учебного процесса по музыке. Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5-х классах в объеме 35 часов (1 час в неделю)[1]. Преподавание предмета в 5-классах, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ведется по учебникам, содержание которых соответствует требованиям ФГОС ООО. Список данных учебников представлен в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год[2]. Характеристика учебников по музыке, соответствующих требованиям ФГОС ООО представлена в Приложении № 1. Основными методическими принципами организации и реализации современного урока музыки являются:
Особенности современного урока музыки. Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке:
Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д. Необходимо подчеркнуть, что изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей, обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). В данном случае возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства. Следует обратить внимание, что наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино-концертных залов. Реализация регионального содержания. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации[3]. При этом следует отметить, что объем реализации регионального содержания по ФГОС ООО нормативно-правовыми документами не регламентируется и определяется учебным заведением самостоятельно. В Приметной программе по музыке не предусмотрен резерв времени для изучения регионального содержания по предмету. В сборнике «Региональный компонент государственного стандарта общего образования»[4] предмет «Музыка» также не представлен. Следовательно, реализация данного содержания по предмету не является обязательной. Учитель может включать региональное содержание на уроке по своему выбору, увязывая его с темами уроков. Контроль и оценивание по предмету. Изучение музыки в современной школе направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Все виды результатов конкретизируются в образовательной программе образовательного учреждения. Достижение личностных и метапредметных результатов идет через формирование у учащихся универсальных учебных действий в ходе изучения предмета «Музыка». Суть контроля по предмету – диагностика успешности музыкального развития школьников. Контроль по музыке должен опираться на дифференциацию и индивидуализацию обучения музыке, учет психологических особенностей развития учащихся данной возрастной группы, особенностей социокультурного окружения ребенка. Контрольно-оценочная деятельность по музыке в 5 классе может быть различна по форме: устная, письменная, в виде тестового контроля, а также предполагать выполнение школьниками проектов и исследовательских работ по предмету. Критерием контрольно-оценочной деятельности по музыке является определение результативности музыкальной деятельности школьников: степень развития эмоционального восприятия учащимися музыкальных произведений различных стилей и жанров; степень сформированности осознанного отношения у школьников к явлениям музыкального искусства (основные категории и понятия, специфика языка, понимание терминологии); степень развития индивидуально-оценочных суждений о содержании музыкальных сочинений, об их нравственных ценностях, о современности звучания шедевров музыкальной классики; степень развития у школьников музыкальности, творческих способов деятельности, навыков коммуникативной культуры, потребности общения с музыкой. В данном письме ограничимся рекомендациями по видам и количеству итоговых контрольных работ по предмету.
Диагностику рекомендуется проводить не реже, чем один раз в полугодие, не реализуя при этом задачу выявления уровня развития музыкально – практических навыков и умений, связанных с такими видами музицирования, как хоровое пение, импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах. Диагностика ориентируется на выявление успешности достижения учащимся предметных планируемых результатов и выявление динамики формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Учителю необходимо предусматривать также домашние задания по музыке, которые должны быть не репродуктивного, а творческого характера и ориентировать школьников на работу с различными источниками информации (создание рисунков; подбор литературного и зрительного рядов к музыкальным произведениям; составление эскизов костюмов персонажей опер, балетов, мюзиклов; оформление афиш программ концертов, коллажей; сочинение стихов, выпуск газет и журналов; драматизация, инсценирование, создание презентаций, попурри и т.д.).
Материально-техническое оснащение кабинета. Специфика урока музыки предъявляет особые требования к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать условия как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся. Рекомендации по оснащению кабинета музыки содержатся в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с.).
Подчередниченко Н.А., старший методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО
Приложение № 1
[1] Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 22. [2] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» http://mon.gov.ru/dok/akt/9335/
[3] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – С. 5. [4] Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области / Под ред. О.В. Дитятьевой, Т.А. Спиричевой, Л.И. Уваровой – Архангельск: Изд. АО ИППК РО, 2005. – 96 с. Файл: Загрузить |