Поиск по сайту
Авторизация
|
Методические письма![]() Методические рекомендации по преподаванию истории в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образованияГорбунов А.В., методист
Методические рекомендации по преподаванию истории в 5 классе
Общая цель преподавания истории как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования. Она состоит в «формировании у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности»[1]. Главные цели изучения предмета «История» представлены в примерной программе по истории для 5 – 9 классов общеобразовательной школы[2]. В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «История», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[3]. Согласно первому и второму вариантам базисного учебного плана, общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «История» в 5 классе, составляет 70 часов (по 2 часа в неделю). При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее 2 часов в неделю). Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[4]. Примерная программа по истории для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 374 часа, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 11 часов (3 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[5]. При составлении рабочей программы по истории учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения. 1. Во взаимосвязи с общим курсом истории рассматривается также региональная и локальная история. В 5 классе в качестве регионального содержания возможно использование материалов о древних стоянках на Севере и экспозиций местных музеев. 2. В процессе изучения истории в пятом классе важно обращать внимание на уроки практической направленности, в том числе и уроки, предполагающие несложную исследовательскую деятельность обучающихся. Необходимо уделять внимание и формированию такого умения, как работа с историческими источниками. Количество уроков практической направленности определяется авторами УМК, по которому работает учитель. 3. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня исторического образования – полноправный раздел примерной программы по истории[6]. Формы, виды контроля содержатся в примерной программе по предмету, могут быть выбраны по усмотрению учителя и проведены как в устной, так и в письменной форме. Количество работ для контроля уровня исторического образования – не менее 2 в год. 4. В связи с тем, что формы итоговой аттестации обучающихся по истории в настоящее время претерпевают некоторые изменения, активно развивается государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, учителю истории и обществознания рекомендуется внести соответствующие коррективы в формы контроля, увеличив долю заданий, связанных с извлечением информации из исторических источников, сравнением исторических событий и явлений, анализом исторических ситуаций. При этом необходимо учитывать, что аудиторная практическая работа может и не предполагать отдельного учебного занятия, предназначенного только для её выполнения. Она может рассматриваться как вполне закономерная часть урока любого типа в зависимости от совместного целеполагания учителя и обучающихся на учебном занятии. 5. Выбор учебника по истории для 5 классаосуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «27» декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://минобрнауки.рф/). В учебном процессе могут быть использованы учебники истории, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования. [1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 24. [2] Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5 – 6. [3] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286. [4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282. [5] Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 9. [6] Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 35. Файл: Загрузить |