Архангельский областной институт открытого образования
Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования
Методические письма

Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования
Порхунова О.В., методист кафедры
теории и методики предмета АО ИППК РО
Методические рекомендации по преподаванию иностранного языка в 5 классе
для общеобразовательных учреждений Архангельской области –
«пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования
Цели изучения предмета «Иностранный язык». Общая цель преподавания иностранного языка как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка»[1].
Главные цели изучения предмета «Иностранный язык» представлены в примерной программе по иностранному языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы в разделе «Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в достижение целей основного общего образования» и заключаются в развитии иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка[2].
Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, формирование мотивации к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык», осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и др.; к метапредметным результатам: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией и др. Подробное описание предметных результатов, соотнесенных с основными сферами человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической), представлено в примерной программе по иностранному языку[3].
В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Иностранный язык», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета, заявленными в авторских программах, включённых в тот или иной учебно-методический комплект по предмету.
Предмет «Иностранный язык» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего об образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[4]. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования.
Согласно первому и второму варианту базисного учебного плана основного общего образования[5] общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю).
Второй вариант базисного учебного плана основного общего образования[6] предусматривает введение второго иностранного языка, начиная с 5 класса, на изучение которого отводится 70 часов в год (по 2 часа в неделю).
При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).
Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа[7].
Распределение учебных часов по предмету «Иностранный язык».Примерная программа по иностранному языку для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 525 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 130 часов (25 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане)[8]. Распределение учебных часов по иностранному языку в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Распределение учебных часов по предмету
«Иностранный язык. Второй иностранный язык» в 5 классе
Вариант БУП ООО |
Название предмета |
Из них | |
Инвариантная часть |
Вариативная часть | ||
Вариант № 1[9] |
Иностранный язык |
79 часов |
26 часов (из них 10 часов - на региональное содержание по иностранному языку) |
Вариант № 2[10] |
Иностранный язык |
79 часов |
26 часов (из них 10 часов - на региональное содержание по иностранному языку) |
Второй иностранный язык |
70 часов (2 часа в неделю) Примерная программа по иностранному языку не предусматривает разделение учебного времени на инвариантную и вариативную части при изучении второго иностранного языка, тем не менее, считаем целесообразным придерживаться такого же соотношения учебного времени, как и для изучения первого иностранного языка: 53 часа – на инвариантную часть, 17 часов – на вариативную часть, из них 7 часов – на региональное содержание по иностранному языку. |
Вариативная часть предусматривает увеличение количества часов на изучение определенных тем (в соответствии с программой учебно-методического комплекта) и включение в рабочую программу регионального содержания образования по иностранному языку. На изучение регионального содержания по иностранному языку рекомендуется использовать 10 % от общего количества учебного времени. Для 5 класса общеобразовательных учреждений, работающих по ФГОС ООО, это составит 10 часов для предмета «Иностранный язык» и 7 часов для предмета «Второй иностранный язык».
Материалы регионального содержания по иностранному языку в 5 классе по-прежнему могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу иностранного языка для пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.
При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.
- Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования по иностранному языку является выделение часов для контроля уровня владения основными видами речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), а также языковой грамотности учащихся. Распределение учебных часов по видам контроля представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение учебных часов по видам контроля по предмету
«Иностранный язык. Второй иностранный язык» в 5 классе
Виды контроля |
текущий |
периодический |
итоговый |
Всего |
Содержание контроля |
определяется авторами УМК, по которому работает учитель |
виды деятельности (говорение / аудирование / чтение / письмо) |
комплексная работа | |
Количество часов в 5 классе (четвертый год обучения) |
определяется авторами УМК, по которому работает учитель |
не менее 4 часов (четвертый год обучения) |
1 час |
Не менее 5 часов |
Количество часов в 5 классе (первый год обучения; второй иностранный язык) |
определяется авторами УМК, по которому работает учитель |
не менее 3 часов (первый год обучения) |
1 час |
Не менее 4 часов |
- Текущий контроль проводится преимущественно на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется авторами учебно-методического комплекта, по которому работает учитель.
- Периодический контроль связан с определением уровня развития речевых умений (говорение, аудирование, чтение и письмо). При этом необходимо ориентироваться на следующие нормы:
- в 5 классе (четвертый год обучения) – не менее 4 часов в год (в конце каждой четверти);
- в 5 классе (второй иностранный язык; первый год обучения) – не менее 3 часов в год (2, 3, 4 четверть).
Периодическая контрольная работа может быть комплексной, включающей контроль всех или нескольких видов речевой деятельности, или однокомпонентной, включающей проверку только одного вида деятельности. Однако каждый вид деятельности проверяется один раз в год в обязательном порядке.
- Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Итоговая контрольная работа по иностранному языку должна иметь комплексный характер и включать в себя задания, знакомые учащимся по формату из курса обучения.
- В процессе изучения иностранного языка в пятом классе важно обращать внимание на уроки разных типов, в том числе и уроки домашнего чтения (Home reading). Рекомендуемое количество уроков домашнего чтения в 5 классе для обучающихся по ФГОС ООО составляет не менее 4 учебных часов в год. Как правило, уроки внеклассного чтения не только расширяют круг чтения обучающихся, но и формируют их читательскую самостоятельность, особым образом способствуют развитию универсальных учебных действий. Произведения, рекомендованные для домашнего чтения, указаны в авторских программах, входящих в учебно-методические комплекты по иностранному языку.
В учебном процессе могут быть использованы учебники иностранного языка, содержание которых соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.[11] В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в качестве ведущего образовательного подхода провозглашается деятельностный подход. Это означает, что УМК по иностранному языку соответствуют данному подходу.
По учебному предмету «Английский язык» имеется 9 предметных линий УМК для изучения английского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данным УМК представлена в таблице 3.
Таблица 3
УМК для изучения английского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования
Учебник |
Примечания |
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 5 кл.(«Новый курс английского языка для российских школ») [Дрофа] (1-й год обучения) Рабочая программа к УМК: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/programms/ |
Организация материала основана на единстве фонетического, орфографического, лексического, фразеологического, грамматического, текстового и страноведческого аспектов. Весь изучаемый материал строго систематизирован и носит личностно-ориентированный характер. Простые формулировки, детальное объяснение доступным языком теоретических положений, наличие разнообразных творческих заданий помогают учащимся осознать возможность самореализации и самовыражения средствами английского языка. Все УМК линии нацелены на формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации на основе российской гражданской идентичности, а также толерантного отношения к проявлениям иных культур. Формированию умения планировать свое речевое поведение служит специально разработанная система заданий, существенно дополненная заданиями в рабочих тетрадях и книгах для чтения. Учебники дополнены специальными заданиями на формирование навыков самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности. |
Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. 5 кл. (“EnjoyEnglish”) [Титул] Методическая поддержка:http://www.enjoyenglish.ru/ |
Учебник обеспечивает как развитие коммуникативных умений учащихся на английском языке во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме), так и развитие и воспитание детей средствами английского языка. Содержание учебника соответствует интересам учащихся 10-11 лет, учитывает их возрастные и психологические особенности. Учебник реализует современные требования федерального государственного образовательного стандарта. Учебник может быть использован в составе любой системы учебников, в том числе в системе «Школа 2100». |
Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. Английский язык. 5 кл. (“Spotlight”) [Просвещение] Методическая поддержка:http://www.prosv.ru/umk/spotlight/default.aspx |
Основные особенности УМК данного этапа обучения:
· включение материалов для подготовки к различным формам итоговой аттестации. |
Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э. и др. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. 5 кл. (“Forward”) [Вентана-Граф] Методическая поддержка: http://vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx |
УМК «Forward» для 5 – 9 классов нацелен надостижениеличностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы по иностранному языку на ступени основного общего образования;реализует учет планируемых результатов, новыеподходы к оцениванию,принцип дифференциациитребований к подготовке учащихся. Содержит материалы для резервных уроков для реализации дифференцированного подхода к обучению и обеспечения возможности построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Сюжет – создание персонажами учебника школьного журнала «Forward». Его частью становится начатая в начальной школе история (комикс о приключениях английских школьников). |
Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык. 5 кл. (“English”) [Просвещение] Методическая поддержка:http://www.prosv.ru/umk/vereshchagina/default.aspx |
УМК предназначен для школ с углубленным изучением английского языка В УМК нашли свое отражение как новые тенденции в преподавании языка, так и традиционная, классическая школа, в которой язык изучается глубоко и основательно, а все навыки и умения владения им получают свое постепенное развитие. |
Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г. и др. Английский язык. 5 кл. (“New Millennium English”) [Титул] Методическая поддержка:http://www.newmillenniumenglish.ru/index.php?sid=41519d49b6971cddcae326601f55dd9e&part=3&id=20 |
Основная цель курса – развитие коммуникативной компетентности учащихся на уровне, позволяющем успешно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения. Особенности УМК:
В УМК используются современные методические подходы, благодаря которым ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах обучения по учебнику “New Millennium English”. |
Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. 5 кл. (“Happy English.ru”) [Титул] Методическая поддержка: http://www.titul.ru/happyenglish/ |
УМК написан в соответствии с требованиями ФГОС и учитывает реальные возможности учителя и учащихся массовых школ России. Особенности УМК: · ориентация курса на реальную ситуацию общеобразовательной школы, на условия работы в разноуровневых группах; · сюжетное построение; · социокультурная направленность курса; · воспитательный характер курса; · использование игр; · использование стихов и песен; · грамматика в образах; |
Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Грейнджер К. Английский язык. 5 кл. [Русское слово] Рабочая программа и книга для учителя: http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/53.html |
Данный УМК имеет следующие отличительные черты: - современный английский язык, задания, направленные на формирование и развитие коммуникативных умений в реальных ситуациях общения; - системный подход к формированию у школьников артикуляционных, слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков; - осуществление межпредметных связей как фактора оптимизации процесса обучения английскому языку ; - знакомство учащихся с социокультурными реалиями и бытом разных стран; - формирование и развитие у учащихся навыков и умений самостоятельного чтения текстов различных жанров; - формирование у учащихся умений оценки своих успехов в изучении языка; - обучающие игры и проектные работы, стимулирующие интерес учащихся к изучению английского языка; - англо-русский словарь с транскрипцией; - подробные методические рекомендации на русском языке в книге для учителя. |
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык. 5 кл. (“English”) [Просвещение] (4-й год обучения) Методическая поддержка: http://www.prosv.ru/umk/we/default.aspx |
УМК разработаны на основе методической концепции коммуникативного иноязычного образования, которая обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. |
По учебному предмету «Немецкий язык» имеется 4 предметные линии УМК для изучения немецкого языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данным УМК представлена в таблице 4.
Таблица 4
УМК для изучения немецкого языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования
Учебник |
Примечания |
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и др. Немецкий язык. 5 кл. «Horizonte»[Просвещение] Методическая поддержка: |
Линия "Horizonte" создана совместно с немецким издательством Cornelsen (г. Берлин):
Учебник для 5 класса состоит из семи глав, семи страноведческих блоков, «Маленькой перемены» и «Большой перемены», а также немецко-русского словаря. Каждая глава занимает восемь страниц. С помощью красочного коллажа на первой странице главы происходит введение в тему. В соответствии с правилами составления европейского языкового портфеля учащиеся регулярно собирают информацию о себе и собственных достижениях. Особое внимание уделено страноведению. В зелёных рамках «О стране и людях»содержится информация о Германии, Австрии и Швейцарии, а после каждой главы находится блок, посвященный России. Рубрика «А если подумать?»в оранжевых рамках поможет самостоятельно разобраться с грамматическими явлениями, а сами правила можно найти в кратком грамматическом справочнике в конце главы. «Маленькая перемена» и«Большая перемена» после глав 3 и 7 соответственно помогут в игровой форме повторить пройденный материал в зимние и летние каникулы. Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря. |
Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 5 кл. „Deutsch“ Klasse 5. [Просвещение] Программа к курсу + книга для учителя: |
Как и УМК по немецкому языку для начальной школы, данный УМК реализует личностно-ориентированный подход как новую парадигму образования и воспитания, имеет выраженную коммуникативно-когнитивную и в целом деятельностную социокультурную направленность. Учебник для 5 класса, продолжающий обучение, начатое во 2 классе (4-й год обучения), называется „Deutsch“ Klasse 5. Учебник „Deutsch“ Klasse 5 содержит 10 глав/параграфов, первая из которых представляет собой небольшой повторительный курс и не включена в нумерацию глав. В качестве структурных единиц каждой главы выступают блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности. Книга для учителя содержит три приложения: Приложение I — тексты для аудирования, Приложение II — итоговый тест за 5 класс, Приложение III — материал для проведения страноведческой викторины. |
Радченко О.А., Хебелер Г., Степкин Н.П. Немецкий язык. 5 кл. «Alles klar!»[Дрофа] Программа:http://www.drofa.ru/books/vertical/progr_5-9_deutch_Radchenko.pdf |
При создании комплекта авторы ориентировались на рекомендации Европейского совета, которые предлагают новую систему оценки качества владения немецким языком (эта система реализована в интерактивном пособии «Profile Deutsch», Langenscheidt, 2002). В соответствии со «Всеобщими европейскими референтными рамками для языков» предлагаемый УМК для 1-го года обучения немецкому языку является начальным этапом ступени А1. УМК рассчитан на изучение немецкого языка в основной школе в объеме 3 часов в неделю. Акцент в нем ставится на знакомство с многогранной и разнообразной культурой Германии, а в последующих УМК - и с культурой стран Европы, в которых немецкий язык является государственным. Культура народов России и соответствующие знания учащихся будут привлекаться как важный фоновый фактор в процессе сравнения культур. Линия имеет авторский сайтwww.allesklar.su |
Яцковская Г.В. Немецкий язык. 5 кл. «Wunderkinder» [Просвещение] |
«Вундеркинды» - это новая линия учебно-методических комплектов по немецкому языку как первому иностранному, созданная интернациональным коллективом автором под руководством доктора филологических наук, профессора О. А. Радченко. Автором учебника для 5 класса является Г. В. Яцковская. УМК для 5класса может продолжить любую из ныне существующих линий для начальной школы. Линия УМК для 5 – 9 класса ориентирована на современные требования Общеевропейских уровней владения иностранным языков и выводит к концу 9 класса на уровень А2. Учебник четко структурирован: один разворот – это материал одного урока, учебник рассчитан на 105 часов. Все учебники сюжетные. В темах используется богатый материал по страноведению Германии и России. Книги для учителя содержат детальные сценарии каждого урока. |
По учебному предмету «Французский язык» имеется одна предметная линия УМК для изучения французского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования. Информация по данному УМК представлена в таблице 5.
Таблица 5
УМК для изучения французского языка в 5 - 9 классах общеобразовательных учреждений, содержание которых соответствует ФГОС основного общего образования
Учебник |
Примечания |
Кулигина А.С. Французский язык. 5 кл. [Просвещение] Твой друг – французский язык |
Учебно-методический комплект по французскому языку «Твой друг – французский язык» для 5 класса предназначен для обучения учащихся общеобразовательных учреждений, изучающих иностранный язык со 2 класса. Отличительными особенностями курса являются: - коммуникативность в обучении всем средствам языка; - реализация концепции Европейского союза с установкой на всемерное развитие самостоятельности учащегося и их ответственности за результаты обучения; - многообразие форм работы; - социокультурная информация о России и Франции представленная в духе диалога двух культур; - проектная деятельность на основе материалов Интернет; - страницы самооценки. |
[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – С. 16.
[2] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 6 – 7.
[3] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 10 – 13.
[4] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 277 – 286.
[5] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 279 - 280.
[6] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 281 - 282.
[7] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. – Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281 – 282.
[8] Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – С. 14.
[9] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 280 - 281.
[10] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. С. – 281 - 282.
[11] Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Приложение 1. С. 37 - 42
Файл: Загрузить