|
Критерии оценки заданий
регионального конкурса «Учитель года»
ЗАОЧНЫЙ ЭТАП
Представление инновационного педагогического опыта работы
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Актуальность:
|
· соответствие современным тенденциям развития образования;
|
0-3
|
· направленность на решение конкретной проблемы в образовательном учреждении.
|
0-3
|
2. Содержательность:
|
· степень разработанности идей опыта;
|
0-3
|
· выраженность научной основы опыта и степень ее понимания конкурсантом;
|
0-3
|
· представленность системы опыта
|
0-3
|
· аргументированность в выборе педагогической технологии, педагогического инструментария.
|
0-2
|
3. Результативность:
|
· новизна опыта;
|
0-3
|
· качество представленности результатов опыта;
|
0-3
|
· обоснованность выводов о результативности опыта.
|
0-2
|
4. Презентабельность:
|
· качество технического оформления материала
|
0-3
|
· обоснованность использования иллюстративных материалов (фото, рисунки, диаграммы и др.)
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
30
|
ОЧНЫЙ ЭТАП
Первый тур
«Творческая презентация системы работы педагога»
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Содержательность:
|
· обоснование актуальности системы работы;
|
0-3
|
· выраженность умения выделить и сформулировать ведущую идею, раскрыть пути ее реализации
|
0-3
|
· опора на психолого-педагогические теории, культура использования научных источников;
|
0-3
|
· обоснование использования педагогических технологий и инструментов;
|
0-3
|
· ориентированность опыта на конкретный практический результат.
|
0-3
|
· системный характер представленного опыта
|
0-3
|
2. Презентабельность:
|
· логичность и целостность презентации, отражающей личностные и профессиональные качества участника;
|
0-3
|
· коммуникационные эффекты (приемы привлечения внимания, грамотность речи, использование средств художественной выразительности и др.);
|
0-3
|
· оригинальность представления;
|
0-3
|
· визуальный имидж
|
0-3
|
ИТОГО баллов
|
30
|
Мероприятие с обучающимися (воспитанниками)
1. Учебное занятие по предмету
Номинации:
«Учитель года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Организация
учебного занятия:
|
· владение учителем приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели учебного занятия; взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели);
|
0-3
|
· включенность обучающихся в организацию учебного занятия (подготовка учащихся к началу занятия, включение в деловой ритм, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия);
|
0-3
|
· выраженность результативности учебного занятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам;
|
0-2
|
· рациональность использования пространства и времени;
|
0-2
|
· оптимальность распределения учебной нагрузки;
|
0-2
|
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п.
|
0-2
|
2. Адекватность содержания учебного занятия
современным требованиям:
|
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам;
|
0-2
|
· научность учебной информации;
|
0-2
|
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму;
|
0-2
|
· гуманитарная направленность содержания;
|
0-2
|
· развивающее воздействие содержания;
|
0-2
|
· метапредметность содержания.
|
0-2
|
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения учебного занятия;
|
0-2
|
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач учебного занятия;
|
0-3
|
· оригинальность применения методов и приемов работы с обучающимися;
|
0-3
|
· владение приемами активизации познавательной деятельности учащихся;
|
0-2
|
· оригинальность методики подведения итогов работы на учебном занятии;
|
0-2
|
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся.
|
0-2
|
4. Профессионализм:
|
· педагогическая культура учителя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом учащихся;
|
0-3
|
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество);
|
0-3
|
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»);
|
0-2
|
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников.
|
0-2
|
5. Сформированность аналитических умений
(самоанализ):
|
· лаконичность и образность представления основной идеи учебного занятия;
|
0-2
|
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом;
|
0-3
|
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия;
|
0-3
|
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа учебного занятия.
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
60
|
2. Мероприятие с дошкольниками
Номинация:
«Воспитатель года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Организация мероприятия с дошкольниками
|
· владение педагогом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели мероприятия; взаимодействие педагога с дошкольниками на этапе постановки цели); приёмы мотивации
|
0-3
|
· выраженность результативности мероприятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам; включённость дошкольников в анализ мероприятия
|
0-3
|
· рациональность использования пространства
|
0-2
|
· рациональность использования времени
|
0-1
|
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования и т.п.
|
0-3
|
2. Адекватность содержания мероприятия
современным требованиям:
|
· соответствие содержания мероприятия заявленной теме, поставленным целям и задачам
|
0-2
|
· соблюдение принципа научности при определении содержания мероприятия;
|
0-2
|
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму
|
0-3
|
· интеграция образовательных областей и детских видов деятельности
|
0-3
|
· развивающее и воспитательное воздействие содержания
|
0-3
|
3. Технологичность мероприятия
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения мероприятия
|
0-2
|
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач мероприятия
|
0-3
|
· целесообразность использования различных форм организации деятельности дошкольников
|
0-3
|
· владение приемами активизации познавательной деятельности дошкольников
|
0-3
|
· оригинальность применения методов и приемов работы с детьми
|
0-2
|
· оригинальность методики подведения итогов мероприятия
|
0-2
|
4.
Профессионализм:
|
· педагогическая культура педагога: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом детей
|
0-3
|
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с группой детей во время мероприятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество)
|
0-3
|
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»)
|
0-2
|
· оптимальность смены видов деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников
|
0-2
|
5.
Сформированность аналитических умений
(самоанализ):
|
· лаконичность и образность представления основной идеи мероприятия
|
0-2
|
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом;
|
0-3
|
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия;
|
0-3
|
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа мероприятия
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
60
|
3. Развивающее мероприятие с детьми любого возраста
Номинация:
«Педагог-психолог года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Организация
развивающего мероприятия:
|
· владение педагогом-психологом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели мероприятия; взаимодействие педагога-психолога с детьми на этапе постановки цели);
|
0-3
|
· включенность детей в организацию мероприятия (подготовка детей к началу занятия, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия);
|
0-3
|
· выраженность результативности мероприятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам;
|
0-3
|
· соответствие содержания развивающего мероприятия заявленной теме, поставленным целям и задачам;
|
0-2
|
· рациональность использования пространства и времени;
|
0-3
|
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п.
|
0-2
|
2. Адекватность содержания развивающего мероприятия современным требованиям:
|
· научность информации;
|
0-2
|
· гуманитарная и прогностическая направленность содержания;
|
0-3
|
· развивающее и воспитательное воздействие содержания;
|
0-3
|
3. Технологичность развивающего мероприятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения развивающего мероприятия;
|
0-3
|
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач развивающего мероприятия;
|
0-3
|
· оригинальность методов и приемов работы с детьми;
|
0-3
|
· оригинальность методики подведения итогов работы;
|
0-2
|
· целесообразность использования различных форм организации деятельности детей.
|
0-2
|
4.
Профессионализм:
|
· педагогическая культура педагога-психолога: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом детей;
|
0-3
|
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с детьми во время проведения развивающего мероприятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество с обучающимися);
|
0-3
|
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»);
|
0-3
|
· степень выраженности личностной позиции педагога-психолога.
|
0-2
|
· владение приемами активизации деятельности детей;
|
0-2
|
5.
Сформированность аналитических умений (самоанализ):
|
· лаконичность и образность представления основной идеи развивающего мероприятия;
|
0-2
|
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом;
|
0-3
|
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия;
|
0-3
|
· целесообразность выбора формы проведения самоанализа.
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
60
|
4. Учебное занятие по предмету/дисциплине
Номинация:
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования)
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Организация учебного занятия:
|
· использование приемов мотивации, вовлеченность обучающихся в процесс постановки цели учебного занятии;
|
0-2
|
· ясность, четкость, конкретность поставленной цели;
|
0-3
|
· включенность обучающихся в деловой ритм в течение всего учебного занятия,
|
0-3
|
· использование приемов педагогической рефлексии;
|
0-2
|
· соответствие результатов заявленным целям, задачам;
|
0-2
|
· рациональность использования пространства и времени;
|
0-2
|
· оптимальность распределения учебной нагрузки;
|
0-2
|
· рациональность использования средств обучения
|
0-2
|
2. Адекватность содержания учебного занятия современным требованиям:
|
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам;
|
0-3
|
· научность учебной информации;
|
0-2
|
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму;
|
0-2
|
· .межпредметность /междисциплинарность содержания.
|
0-2
|
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность формы проведения учебного занятия;
|
0-1
|
· целесообразность выбора методов и приемов;
|
0-3
|
· использование инновационных технологий, элементов;
|
0-3
|
· использование приемов активизации познавательной деятельности обучающихся;
|
0-2
|
· подведение итогов работы на учебном занятии;
|
0-2
|
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся.
|
0-2
|
· ориентированность на развитие самостоятельной (творческой) деятельности обучающихся.
|
0-2
|
4. Профессионализм:
|
· педагогическая культура преподавателя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом обучающихся;
|
0-3
|
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество);
|
0-3
|
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»);
|
0-2
|
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
|
0-2
|
5. Аналитические умения
(самоанализ):
|
· лаконичность представления основной идеи учебного занятия;
|
0-2
|
· умение обосновать выбор педагогического инструментария;
|
0-2
|
· умение соотнести соответствие результата учебного занятия поставленным целям, задачам;
|
0-2
|
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
60
|
5. Учебное занятие по предмету
Номинация:
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Организация
учебного занятия:
|
· владение педагогом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели учебного занятия; взаимодействие преподавателя с обучающимися на этапе постановки цели);
|
0-3
|
· включенность обучающихся в организацию учебного занятия (подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия);
|
0-3
|
· выраженность результативности учебного занятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам;
|
0-2
|
· рациональность использования пространства и времени;
|
0-2
|
· оптимальность распределения учебной нагрузки;
|
0-2
|
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п.
|
0-2
|
2. Адекватность содержания
учебного занятия
современным требованиям:
|
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам;
|
0-2
|
· научность учебной информации;
|
0-1
|
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму;
|
0-2
|
· гуманитарная и профессиональная направленность содержания;
|
0-2
|
· развивающее воздействие содержания;
|
0-3
|
· .межпредметность содержания.
|
0-2
|
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения учебного занятия;
|
0-2
|
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач учебного занятия;
|
0-3
|
· нетрадиционность (инновационность) применения методов и приемов работы с обучающимися;
|
0-2
|
· владение приемами активизации познавательной деятельности обучающихся;
|
0-1
|
· оригинальность методики подведения итогов работы на учебном занятии;
|
0-2
|
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся.
|
0-2
|
· ориентированность на развитие самостоятельной (творческой) деятельности
|
0-2
|
4. Профессионализм:
|
· педагогическая культура преподавателя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом обучающихся;
|
0-3
|
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество);
|
0-3
|
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»);
|
0-2
|
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
|
0-2
|
5.Сформированность аналитических умений
(самоанализ):
|
· лаконичность и образность представления основной идеи учебного занятия;
|
0-2
|
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом;
|
0-3
|
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия;
|
0-3
|
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа учебного занятия.
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
60
|
Второй тур
Мастер-класс
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Содержательность:
|
· соответствие содержания заявленному жанру;
|
0-1
|
· инновационность содержания (новизна демонстрируемых методов, форм и приемов работы);
|
0-3
|
· неординарность идей
|
0-2
|
2. Уровень психолого-педагогического мастерства:
|
· создание благоприятного психологического климата;
|
0-3
|
· учет особенностей аудитории «учеников»;
|
0-2
|
· своеобразие формы, ее оригинальность и целесообразность;
|
0-2
|
· целесообразность используемых методов, приемов;
|
0-2
|
· наличие авторских приемов;
|
0-3
|
· проявление способности к импровизации.
|
0-2
|
3. Результативность:
|
· соответствие достигнутых результатов заявленным целям и задачам;
|
0-3
|
· степень конкретной выраженности результатов.
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
25
|
«Разговор с обучающимися»
Номинации:
«Учитель года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Методическая компетентность:
|
· воспитательная ценность (глубина и актуальность) организованного обсуждения;
|
0-3
|
· соответствие содержания заявленной теме;
|
0-1
|
· логичность организации разговора;
|
0-2
|
· эффективность используемых приемов и методов
|
0-2
|
· учет возрастных особенностей учащихся.
|
0-2
|
2. Коммуникативная компетентность:
|
· соблюдение норм речевого этикета;
|
0-2
|
· умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности;
|
0-2
|
· адекватно и педагогически целесообразно реагировать на позицию учащихся;
|
0-2
|
· умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов.
|
0-2
|
3.Личностные качества:
|
· эрудиция;
|
0-2
|
· способность к импровизации, мобильность;
|
0-2
|
· глубина и нестандартность педагогического мышления.
|
0-3
|
ИТОГО баллов
|
25
|
«Беседа с родителями»
Номинация:
«Воспитатель года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Аналитическая компетентность:
|
· умение выявить и сформулировать педагогическую проблему;
|
0-2
|
· умение найти и предложить пути ее решения;
|
0-2
|
· соответствие предлагаемых путей решения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей.
|
0-2
|
2. Коммуникативная компетентность
|
· умение взаимодействовать с родителями;
|
0-3
|
· умение занимать позицию в дискуссии и демонстрировать собственное мнение;
|
0-2
|
· умение улаживать разногласия и конфликты;
|
0-2
|
· участие в принятии коллективного решения;
|
0-2
|
· соблюдение норм речевого этикета.
|
0-2
|
3.Личностные качества:
|
· эрудиция;
|
0-3
|
· способность к импровизации, мобильность;
|
0-3
|
· глубина и нестандартность педагогического мышления.
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
25
|
«Кейсы»
Номинация:
«Педагог-психолог года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Профессиональная компетентность:
|
· умение установить психологический контакт;
|
0-3
|
· целесообразность выбора форм взаимодействия;
|
0-3
|
· умение выявить и сформулировать психолого-педагогическую проблему;
|
0-3
|
2. Коммуникативная компетентность:
|
· владение навыками коммуникативного взаимодействия (присоединение, тактичность, эмоциональность, принятие, толерантность, культура речи);
|
0-3
|
· умение слушать, слышать, устанавливать контакт, адекватно реагировать;
|
0-3
|
· соблюдение этических норм;
|
0-2
|
· способность к импровизации, мобильность.
|
0-2
|
3. Аналитическая компетентность:
|
· соответствие предлагаемых форм изучения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей.
|
0-3
|
· соответствие предлагаемых путей решения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей.
|
0-3
|
ИТОГО баллов
|
25
|
Третий тур
«Открытая дискуссия»
Номинация:
«Учитель года»
Критерий
|
Показатели
|
Баллы
|
1. Степень владения содержанием по теме дискуссии:
|
· знание и понимание процессов, происходящих в педагогической науке, обществе, экономике, политике, культуре;
|
0-3
|
· глубина понимания обсуждаемой темы и проблемы;
|
0-2
|
· логичность и последовательность изложения собственной позиции по проблеме;
|
0-3
|
· оригинальность суждений.
|
0-2
|
2. Уровень владения навыками ведения дискуссии:
|
· умение вести деловое обсуждение (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не уходить от темы обсуждения и др.);
|
0-3
|
· выраженность умений взаимодействовать с коллегами по дискуссии;
|
0-2
|
· проявление ораторских умений (приемы привлечения внимания, грамотность речи, использование средств художественной выразительности и др.);
|
0-3
|
· выразительность невербальных коммуникационных эффектов (жестов, мимики и др.)
|
0-2
|
3. Общая культура поведения:
|
· корректность, тактичность и деликатность поведения в ходе дискуссии
|
0-3
|
· визуальный имидж
|
0-2
|
ИТОГО баллов
|
25
|
|
|