Архангельский областной институт открытого образования
Критерии оценки заданий регионального конкурса «Учитель года»
Файлы: Загрузить |
Критерии оценки заданий
регионального конкурса «Учитель года»
ЗАОЧНЫЙ ЭТАП
Представление инновационного педагогического опыта работы
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Актуальность: |
· соответствие современным тенденциям развития образования; |
0-3 |
· направленность на решение конкретной проблемы в образовательном учреждении. |
0-3 | |
2. Содержательность:
|
· степень разработанности идей опыта; |
0-3 |
· выраженность научной основы опыта и степень ее понимания конкурсантом; |
0-3 | |
· представленность системы опыта |
0-3 | |
· аргументированность в выборе педагогической технологии, педагогического инструментария. |
0-2 | |
3. Результативность: |
· новизна опыта; |
0-3 |
· качество представленности результатов опыта; |
0-3 | |
· обоснованность выводов о результативности опыта. |
0-2 | |
4. Презентабельность: |
· качество технического оформления материала |
0-3 |
· обоснованность использования иллюстративных материалов (фото, рисунки, диаграммы и др.) |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
30 |
ОЧНЫЙ ЭТАП
Первый тур
«Творческая презентация системы работы педагога»
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Содержательность: |
· обоснование актуальности системы работы; |
0-3 |
· выраженность умения выделить и сформулировать ведущую идею, раскрыть пути ее реализации |
0-3 | |
· опора на психолого-педагогические теории, культура использования научных источников; |
0-3 | |
· обоснование использования педагогических технологий и инструментов; |
0-3 | |
· ориентированность опыта на конкретный практический результат. |
0-3 | |
· системный характер представленного опыта |
0-3 | |
2. Презентабельность: |
· логичность и целостность презентации, отражающей личностные и профессиональные качества участника; |
0-3 |
· коммуникационные эффекты (приемы привлечения внимания, грамотность речи, использование средств художественной выразительности и др.); |
0-3 | |
· оригинальность представления; |
0-3 | |
· визуальный имидж |
0-3 | |
ИТОГО баллов |
30 |
Мероприятие с обучающимися (воспитанниками)
1. Учебное занятие по предмету
Номинации:
«Учитель года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Организация учебного занятия:
|
· владение учителем приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели учебного занятия; взаимодействие учителя с обучающимися на этапе постановки цели); |
0-3 |
· включенность обучающихся в организацию учебного занятия (подготовка учащихся к началу занятия, включение в деловой ритм, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия); |
0-3 | |
· выраженность результативности учебного занятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам; |
0-2 | |
· рациональность использования пространства и времени; |
0-2 | |
· оптимальность распределения учебной нагрузки; |
0-2 | |
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п. |
0-2 | |
2. Адекватность содержания учебного занятия современным требованиям: |
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам; |
0-2 |
· научность учебной информации; |
0-2 | |
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму; |
0-2 | |
· гуманитарная направленность содержания; |
0-2 | |
· развивающее воздействие содержания; |
0-2 | |
· метапредметность содержания. |
0-2 | |
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения учебного занятия; |
0-2 |
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач учебного занятия; |
0-3 | |
· оригинальность применения методов и приемов работы с обучающимися; |
0-3 | |
· владение приемами активизации познавательной деятельности учащихся; |
0-2 | |
· оригинальность методики подведения итогов работы на учебном занятии; |
0-2 | |
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся. |
0-2 | |
4. Профессионализм: |
· педагогическая культура учителя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом учащихся; |
0-3 |
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество); |
0-3 | |
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»); |
0-2 | |
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников. |
0-2 | |
5. Сформированность аналитических умений (самоанализ): |
· лаконичность и образность представления основной идеи учебного занятия; |
0-2 |
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом; |
0-3 | |
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия; |
0-3 | |
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа учебного занятия. |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
60 |
2. Мероприятие с дошкольниками
Номинация:
«Воспитатель года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Организация мероприятия с дошкольниками
|
· владение педагогом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели мероприятия; взаимодействие педагога с дошкольниками на этапе постановки цели); приёмы мотивации |
0-3 |
· выраженность результативности мероприятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам; включённость дошкольников в анализ мероприятия |
0-3 | |
· рациональность использования пространства |
0-2 | |
· рациональность использования времени |
0-1 | |
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования и т.п. |
0-3 | |
2. Адекватность содержания мероприятия современным требованиям: |
· соответствие содержания мероприятия заявленной теме, поставленным целям и задачам |
0-2 |
· соблюдение принципа научности при определении содержания мероприятия; |
0-2 | |
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму |
0-3 | |
· интеграция образовательных областей и детских видов деятельности |
0-3 | |
· развивающее и воспитательное воздействие содержания |
0-3 | |
3. Технологичность мероприятия
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения мероприятия |
0-2 |
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач мероприятия |
0-3 | |
· целесообразность использования различных форм организации деятельности дошкольников |
0-3 | |
· владение приемами активизации познавательной деятельности дошкольников |
0-3 | |
· оригинальность применения методов и приемов работы с детьми |
0-2 | |
· оригинальность методики подведения итогов мероприятия |
0-2 | |
4. Профессионализм: |
· педагогическая культура педагога: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом детей |
0-3 |
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с группой детей во время мероприятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество) |
0-3 | |
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж») |
0-2 | |
· оптимальность смены видов деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников |
0-2 | |
5. Сформированность аналитических умений (самоанализ): |
· лаконичность и образность представления основной идеи мероприятия |
0-2 |
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом; |
0-3 | |
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия; |
0-3 | |
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа мероприятия |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
60 |
3. Развивающее мероприятие с детьми любого возраста
Номинация:
«Педагог-психолог года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Организация развивающего мероприятия:
|
· владение педагогом-психологом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели мероприятия; взаимодействие педагога-психолога с детьми на этапе постановки цели); |
0-3 |
· включенность детей в организацию мероприятия (подготовка детей к началу занятия, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия); |
0-3 | |
· выраженность результативности мероприятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам; |
0-3 | |
· соответствие содержания развивающего мероприятия заявленной теме, поставленным целям и задачам; |
0-2 | |
· рациональность использования пространства и времени; |
0-3 | |
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п. |
0-2 | |
2. Адекватность содержания развивающего мероприятия современным требованиям: |
· научность информации; |
0-2 |
· гуманитарная и прогностическая направленность содержания; |
0-3 | |
· развивающее и воспитательное воздействие содержания; |
0-3 | |
3. Технологичность развивающего мероприятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения развивающего мероприятия; |
0-3 |
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач развивающего мероприятия; |
0-3 | |
· оригинальность методов и приемов работы с детьми; |
0-3 | |
· оригинальность методики подведения итогов работы; |
0-2 | |
· целесообразность использования различных форм организации деятельности детей. |
0-2 | |
4. Профессионализм: |
· педагогическая культура педагога-психолога: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом детей; |
0-3 |
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с детьми во время проведения развивающего мероприятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество с обучающимися); |
0-3 | |
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»); |
0-3 | |
· степень выраженности личностной позиции педагога-психолога. |
0-2 | |
· владение приемами активизации деятельности детей; |
0-2 | |
5. Сформированность аналитических умений (самоанализ): |
· лаконичность и образность представления основной идеи развивающего мероприятия; |
0-2 |
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом; |
0-3 | |
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия; |
0-3 | |
· целесообразность выбора формы проведения самоанализа. |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
60 |
4. Учебное занятие по предмету/дисциплине
Номинация:
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования)
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Организация учебного занятия:
|
· использование приемов мотивации, вовлеченность обучающихся в процесс постановки цели учебного занятии; |
0-2 |
· ясность, четкость, конкретность поставленной цели; |
0-3 | |
· включенность обучающихся в деловой ритм в течение всего учебного занятия, |
0-3 | |
· использование приемов педагогической рефлексии; |
0-2 | |
· соответствие результатов заявленным целям, задачам; |
0-2 | |
· рациональность использования пространства и времени; |
0-2 | |
· оптимальность распределения учебной нагрузки; |
0-2 | |
· рациональность использования средств обучения |
0-2 | |
2. Адекватность содержания учебного занятия современным требованиям: |
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам; |
0-3 |
· научность учебной информации; |
0-2 | |
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму; |
0-2 | |
· .межпредметность /междисциплинарность содержания. |
0-2 | |
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность формы проведения учебного занятия; |
0-1 |
· целесообразность выбора методов и приемов; |
0-3 | |
· использование инновационных технологий, элементов; |
0-3 | |
· использование приемов активизации познавательной деятельности обучающихся; |
0-2 | |
· подведение итогов работы на учебном занятии; |
0-2 | |
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся. |
0-2 | |
· ориентированность на развитие самостоятельной (творческой) деятельности обучающихся. |
0-2 | |
4. Профессионализм: |
· педагогическая культура преподавателя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом обучающихся; |
0-3 |
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество); |
0-3 | |
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»); |
0-2 | |
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; |
0-2 | |
5. Аналитические умения (самоанализ): |
· лаконичность представления основной идеи учебного занятия; |
0-2 |
· умение обосновать выбор педагогического инструментария; |
0-2 | |
· умение соотнести соответствие результата учебного занятия поставленным целям, задачам; |
0-2 | |
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
60 |
5. Учебное занятие по предмету
Номинация:
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Организация учебного занятия:
|
· владение педагогом приемами целеполагания (ясность, четкость и конкретность постановки цели учебного занятия; взаимодействие преподавателя с обучающимися на этапе постановки цели); |
0-3 |
· включенность обучающихся в организацию учебного занятия (подготовка обучающихся к началу занятия, включение в деловой ритм, приемы мотивации, участие в планировании, рефлексия); |
0-3 | |
· выраженность результативности учебного занятия, соответствие достигнутых результатов заявленным целям, задачам; |
0-2 | |
· рациональность использования пространства и времени; |
0-2 | |
· оптимальность распределения учебной нагрузки; |
0-2 | |
· обоснованность использования дидактических материалов, оборудования, технического оснащения и т.п. |
0-2 | |
2. Адекватность содержания учебного занятия современным требованиям:
|
· соответствие содержания учебного занятия заявленной теме, поставленным целям и задачам; |
0-2 |
· научность учебной информации; |
0-1 | |
· структурирование и дифференциация содержания по сложности и объёму; |
0-2 | |
· гуманитарная и профессиональная направленность содержания; |
0-2 | |
· развивающее воздействие содержания; |
0-3 | |
· .межпредметность содержания. |
0-2 | |
3. Технологичность учебного занятия:
|
· целесообразность, обоснованность выбранной формы проведения учебного занятия; |
0-2 |
· обоснованность выбора методов и приемов для достижения целей и задач учебного занятия; |
0-3 | |
· нетрадиционность (инновационность) применения методов и приемов работы с обучающимися; |
0-2 | |
· владение приемами активизации познавательной деятельности обучающихся; |
0-1 | |
· оригинальность методики подведения итогов работы на учебном занятии; |
0-2 | |
· оптимальность использования форм организации деятельности обучающихся. |
0-2 | |
· ориентированность на развитие самостоятельной (творческой) деятельности |
0-2 | |
4. Профессионализм: |
· педагогическая культура преподавателя: общая эрудиция, культура речи и поведения, такт в управлении коллективом обучающихся; |
0-3 |
· продуктивность стиля психолого-педагогического общения с обучающимися во время учебного занятия (гуманистическая направленность, сотворчество и сотрудничество); |
0-3 | |
· педагогическая выразительность, умение импровизировать (педагогический «кураж»); |
0-2 | |
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; |
0-2 | |
5.Сформированность аналитических умений (самоанализ): |
· лаконичность и образность представления основной идеи учебного занятия; |
0-2 |
· умение доказательно обосновать выбранные формы и методы обучения и соотнести их с поставленной целью и конечным результатом; |
0-3 | |
· умение оценить степень соответствия полученного результата поставленным целям, задачам учебного занятия; |
0-3 | |
· обоснованность выбора формы проведения самоанализа учебного занятия. |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
60 |
Второй тур
Мастер-класс
Номинации:
«Учитель года»;
«Воспитатель года»;
«Педагог-психолог года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Содержательность: |
· соответствие содержания заявленному жанру; |
0-1 |
· инновационность содержания (новизна демонстрируемых методов, форм и приемов работы); |
0-3
| |
· неординарность идей |
0-2 | |
2. Уровень психолого-педагогического мастерства: |
· создание благоприятного психологического климата; |
0-3 |
· учет особенностей аудитории «учеников»; |
0-2 | |
· своеобразие формы, ее оригинальность и целесообразность; |
0-2 | |
· целесообразность используемых методов, приемов; |
0-2 | |
· наличие авторских приемов; |
0-3 | |
· проявление способности к импровизации. |
0-2 | |
3. Результативность: |
· соответствие достигнутых результатов заявленным целям и задачам; |
0-3 |
· степень конкретной выраженности результатов. |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
25 |
«Разговор с обучающимися»
Номинации:
«Учитель года»;
«Педагог года» (преподаватели специальных дисциплин образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования);
«Лучший учитель ОБЖ, лучший преподаватель БЖД».
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Методическая компетентность: |
· воспитательная ценность (глубина и актуальность) организованного обсуждения; |
0-3 |
· соответствие содержания заявленной теме; |
0-1 | |
· логичность организации разговора; |
0-2 | |
· эффективность используемых приемов и методов |
0-2 | |
· учет возрастных особенностей учащихся. |
0-2 | |
2. Коммуникативная компетентность:
|
· соблюдение норм речевого этикета; |
0-2 |
· умение создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности; |
0-2 | |
· адекватно и педагогически целесообразно реагировать на позицию учащихся; |
0-2 | |
· умение включить каждого учащегося в обсуждение и формирование выводов. |
0-2 | |
3.Личностные качества: |
· эрудиция; |
0-2 |
· способность к импровизации, мобильность; |
0-2 | |
· глубина и нестандартность педагогического мышления. |
0-3 | |
ИТОГО баллов |
25 |
«Беседа с родителями»
Номинация:
«Воспитатель года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Аналитическая компетентность:
|
· умение выявить и сформулировать педагогическую проблему; |
0-2 |
· умение найти и предложить пути ее решения; |
0-2 | |
· соответствие предлагаемых путей решения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей. |
0-2 | |
2. Коммуникативная компетентность
|
· умение взаимодействовать с родителями; |
0-3 |
· умение занимать позицию в дискуссии и демонстрировать собственное мнение; |
0-2 | |
· умение улаживать разногласия и конфликты; |
0-2 | |
· участие в принятии коллективного решения; |
0-2 | |
· соблюдение норм речевого этикета. |
0-2 | |
3.Личностные качества: |
· эрудиция; |
0-3 |
· способность к импровизации, мобильность; |
0-3 | |
· глубина и нестандартность педагогического мышления. |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
25 |
«Кейсы»
Номинация:
«Педагог-психолог года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Профессиональная компетентность:
|
· умение установить психологический контакт; |
0-3 |
· целесообразность выбора форм взаимодействия; |
0-3 | |
· умение выявить и сформулировать психолого-педагогическую проблему; |
0-3 | |
2. Коммуникативная компетентность: |
· владение навыками коммуникативного взаимодействия (присоединение, тактичность, эмоциональность, принятие, толерантность, культура речи); |
0-3 |
· умение слушать, слышать, устанавливать контакт, адекватно реагировать; |
0-3 | |
· соблюдение этических норм; |
0-2 | |
· способность к импровизации, мобильность. |
0-2 | |
3. Аналитическая компетентность:
|
· соответствие предлагаемых форм изучения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей. |
0-3 |
· соответствие предлагаемых путей решения проблемы возрастным и психологическим особенностям детей. |
0-3 | |
ИТОГО баллов |
25 |
Третий тур
«Открытая дискуссия»
Номинация:
«Учитель года»
Критерий |
Показатели |
Баллы |
1. Степень владения содержанием по теме дискуссии: |
· знание и понимание процессов, происходящих в педагогической науке, обществе, экономике, политике, культуре; |
0-3 |
· глубина понимания обсуждаемой темы и проблемы; |
0-2 | |
· логичность и последовательность изложения собственной позиции по проблеме; |
0-3 | |
· оригинальность суждений. |
0-2 | |
2. Уровень владения навыками ведения дискуссии: |
· умение вести деловое обсуждение (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не уходить от темы обсуждения и др.); |
0-3 |
· выраженность умений взаимодействовать с коллегами по дискуссии; |
0-2 | |
· проявление ораторских умений (приемы привлечения внимания, грамотность речи, использование средств художественной выразительности и др.); |
0-3 | |
· выразительность невербальных коммуникационных эффектов (жестов, мимики и др.) |
0-2 | |
3. Общая культура поведения:
|
· корректность, тактичность и деликатность поведения в ходе дискуссии |
0-3 |
· визуальный имидж |
0-2 | |
ИТОГО баллов |
25 |