Инновационный опыт учителей – победителей конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование» в 2013 году
ИВКИНА ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Общеобразовательный лицей №17» г.Северодвинска
Образование – высшее, Петрозаводский государственный университет им. О.В. Куусинена, 1988 г.
Педагогический стаж – 24года
Квалификационная категория учителя – высшая
Наличие почётных званий и ведомственных наград – звание «Почётный работник общего образования РФ» (2012), победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНП «Образование»(2006, 2013)
Инновационный опыт
Использование в работе современных образовательных технологий: сотрудничества, проблемного обучения, коммуникативного общения, индивидуализации и дифференциации обучения, игровых технологий, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных, программированного обучения, групповых способов обучения, обучения на основе схемно-знаковых моделей, обучения на основе системы эффективных (нетрадиционных) уроков, работы с детьми, имеющими признаки одарённости, воспитания социально-активной личности, технологии воспитания духовной культуры.
Руководство проектами учащихся по темам: «Классицизм», «Поэты Серебряного века», «Проблема добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Марина Цветаева. Путь в Бессмертие», «Сентиментализм», «Поэты пушкинской поры», «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева», «Басенный мир И.А.Крылова», «Карта путешествия героев поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», «Романтизм», «Загадки «Повестей Белкина» А.С.Пушкина», «Секреты стихосложения» «Здравствуй, 19 век!», а также учебно-исследовательскими работами по темам:: «Жанр акростиха в русской литературе» «Говорящие фамилии русских поэтов», «История моей семьи», Пословицы русского народа о семье», «Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского», «Устаревшая лексика в русской фразеологии».
Ведение элективных курсов: «Занимательная фразеология», «В мире русской словесности», «Трудные вопросы морфологии», «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации», «Занимательно о русском языке», «Трудные вопросы синтаксиса простого предложения», «Секреты русской фразеологии», «Трудные вопросы синтаксиса сложного предложения».
Работа с одарёнными детьми. Подготовка победителя и призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, победителя и призёров регионального этапа олимпиады, призёров муниципального и регионального этапов Всероссийского «Молодёжного филологического чемпионата», призёров муниципального и регионального этапов Всероссийской лингвистической игры-конкурса «Русский медвежонок–языкознание для всех», участников международного дистанционного конкурса по читательской грамотности «Почитай-ка».
Разработка модуля авторской программы «Факультатив «Теория и практика сочинений на литературную тему» как эффективная форма работы по развитию речи старшеклассников».
Организация самоуправления в классе. В классе успешно решена задача повышения роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности. Учащиеся выбирают учебный сектор, сектор внимания, старосту, ответственных за КТД, редколлегию, физоргов, трудовой сектор. Для подготовки и проведения мероприятий создаются инициативные группы. Важным направлением воспитывающей деятельности педагог считает взаимодействие с родителями. В структуру воспитывающей деятельности активно включена система работы с социальными партнёрами.
Наличие собственной методической системы учителя по теме «Система работы с одарёнными детьми». Руководство городской группы учителей «Одарённые дети».
Распространение педагогического опыта
Победитель областного заочного конкурса «Организация работы с одарёнными детьми» в номинации «Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми», лауреат (призёр) конкурса «Презентация к уроку», проводимого в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» Издательским домом «Первое сентября» (Москва).
Мастер-классы по темам:: « Оценивание олимпиадных работ по русскому языку.» (для членов жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку.), «Задания повышенной сложности по литературе в работе с одарёнными детьми по УМК Г.С.Меркина.», «Всероссийская олимпиада школьников в системе работы с одарёнными детьми. Подготовка к олимпиаде по русскому языку», «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы», «Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку».
Выступления и публикации по темам «Создание инфраструктуры по подготовке к олимпиаде по русскому языку в образовательном пространстве г. Северодвинска» в сборнике XXIII Ломоносовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов ФГАОУ ВПО «С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова» (09.11.2011). «Всероссийская олимпиада школьников как инструмент выявления и поддержки талантливой молодёжи» в сборнике XXXX Ломоносовских чтений «Российской землёй рождённый…» (10.11.2011), «Роль творческой группы учителей русского языка и литературы «Одарённые дети» в научно-методическом сопровождении гуманитарно одарённых школьников в образовательном пространстве города Северодвинска» в сборнике материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (Белгород, 02 .10. 2012 ).
Выступления по темам:: «Описание работы городской творческой группы учителей русского языка и литературы города Северодвинска» на дискуссионной площадке «Организация работы с одарёнными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов», «Система повышения уровня литературного развития учащихся старших классов на основе дифференциации обучения» в рамках региональной научно-практической конференции, посвящённой творчеству В.Г.Маранцмана., «Особенности работы по УМК Г.С. Меркина по литературе в среднем звене общеобразовательной школы», «Из опыта работы городской группы «Одарённые дети».
Публикации:
Горобец Н.И., Ивкина Е.В., Зеленина А.Э.. Баллады В.А. Жуковского «Светлана» и Г.А. Бюргера «Ленора» в сборнике «Конспект-3», Архангельск, ПГУ,2003;
Ивкина Е.В. Открытый урок в 5 классе. Анализ стихотворения Игоря Северянина. в сборнике «Реализация приоритетного национального проекта «Образование»: итоги 2006, 2007 годов», Северодвинск,2007;
Ивкина Е.В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении функциональных омонимов» на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок», компакт-диск и сборник тезисов (2011/2012 уч.г.);
Ивкина Е.В. Использование проектных и исследовательских заданий на уроках литературы при изучении жанра «стихотворения в прозе». Художественное своеобразие стихотворений в прозе И.С. Тургенева, там же;
Ивкина Е.В. Описание опыта работы городской творческой группы учителей русского языка и литературы г. Северодвинска в сборнике материалов по итогам проведения областного заочного конкурса, АО ИППК РО,2012.