Поиск по сайту
Авторизация
|
Дополнительное образованиеО мерах по развитию дополнительного образования детей в Архангельской области
Сфере дополнительного образования детей в современном обществе отводится особая роль. Именно дополнительное образование помогает детям раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии. Дополнительное не означает второстепенное. Это важная составляющая целостного развития личности. Именно эта идея представлена в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством Российской Федерации. Признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», указах Президента Российской Федерации. Мероприятия по реализации Концепции нашли отражение
Согласно федеральному плану реализации Концепции министерством утвержден соответствующий региональный план на 2016 год. В докладе представлены основные направления деятельности и мероприятия по его реализации.
Прежде всего, это обеспечение доступности дополнительного образования. В 2016 году региональная система дополнительного образования детей представлена 91 организациями, из них 49 организаций работают в сфере образования, 30 организаций – в сфере культуры, 12 – в сфере спорта. В данном случае речь идет об организациях – юридических лицах. В течение последних лет в Архангельской области наблюдается сокращение количества организаций дополнительного образования детей сферы образования, культуры и спорта:2016 год - 91, 2015 год – 94, 2014 год – 107; также наблюдается сокращение численности детей, обучающихся в данных организациях: 2016 год - 95 496, 2015 год - 95 496, 2014 год – 101 150; (данные федерального статистического наблюдения, форма № 1-ДО «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей»). При этом количество детей, занимающихся в объединениях общеобразовательных организаций за последние годы увеличилось: 2016 - 108 452, 2015 год – 108 452, 2014 год – 70 441(данные федерального статистического наблюдения, форма № 76-рик «Сведения об учреждениях, реализующих программы общего образования»). Наиболее массовыми среди обучающихся являются объединения дополнительного образования следующих направленностей: художественная - 38 процентов из числа обучающихся; физкультурно-спортивная - 29 процентов; техническая, спортивно-техническая – 7,3 процента. В целом за последние годы в Архангельской области охват детей
Изменение сети организаций дополнительного образования неизбежно и в дальнейшем. Это обусловлено, в том числе и изменениями в нормативно-правовой базе сфер образования, культуры, спорта. Так, Минспортом России утвержден План по преобразованию
В настоящее время спортивный резерв готовят образовательные организации дополнительного образования, цели и задачи которых направлены, прежде всего, на развитие детей, а не на достижение высоких спортивных достижений. В связи с этим агентству по спорту Архангельской области совместно
В тоже время перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления стоит задача не допустить сокращения сети
Второе важное направление деятельности - это обеспечение надлежащего учета детей, обучающихся в системе дополнительного образования. Сегодня все понимают, что имеющуюся статистику охвата детей дополнительным образованием нельзя считать объективной. Данная сфера предполагает посещение школьниками одного и более объединений, что затрудняет учет реального количества обучающихся. Одновременно с этим, есть дети, которые выбирают для себя объединение, но в силу того, что дополнительное образование не является обязательным, могут не завершить обучение по выбранной программе. В течение 2016 года наши министерством совместно с министерством связи и информационных технологий проведена работа по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной информационной системы «Контингент». На данный момент идет аттестация системы и обучение сотрудников по ее эксплуатации. В ближайшее время начнется наполнение системы, которое планируется завершить к 01 февраля 2017 года. Данная работа будет проводиться нами совместно с министерством культуры и агентством
Внедрение данной системы в 2016/17 учебном году позволит получить объективную картину охвата обучающихся дополнительным образованием, а также обеспечить контроль за посещением детьми выбранных программ обучения, а также контроль за предоставлением органами местного самоуправления данных для расчета субвенции в части дополнительного образования.
Третье направление - обеспечение качества дополнительного образования Содержание и технологии обучения в системе дополнительного образования должны соответствовать требованиям времени. Ведущую роль в формировании нового педагогического опыта и его распространения играют областные учреждения. Это своего рода лидеры, которые объединяют вокруг себя других. Они внимательно следят за всеми происходящими изменениями и тенденциями, организуют взаимодействие с федеральными центрами дополнительного образования, иными заинтересованными организациями и специалистами: Дворец детского и юношеского творчества, Детская школа народных ремесел, Музыкальная школа № 1 Баренцева региона. Как положительное следует отметить, что такими учреждениями
Центр юношеского научно-технического творчества г. Северодвинска
Детско-юношеский центр г. Северодвинска – вопросы детского самоуправления, медийное направление. В течение 2016 года данными учреждениями организуются областные конкурсные и образовательные мероприятия как для детей, так и педагогов: различные фестивали, семинары, практикумы, методические дни, которые очень востребованы. Данные учреждения разрабатывают разнообразные инновационные проекты и программы, например: по развитию дистанционных образовательных технологий (Дворец детского и юношеского творчества), поддержке одаренных и талантливых детей (Детско-юношеский центр Вельского района), профориентации на инженерные специальности (Центр юношеского научно-технического творчества г. Северодвинска) и другие.
Проект «Молодые таланты Поморья» Дворца детского и юношеского творчества получил статус федеральной инновационной площадки. «Молодые таланты Поморья» – это деятельность творческих лабораторий: художественной направленности (театр, вокал, дизайн костюма, изобразительное искусство, хореография); естественнонаучной направленности (экология); технической направленности (судомоделирование, робототехника); социально-педагогической направленности (журналистика). Руководителями лабораторий являются мастера, авторитетные специалисты, педагоги. Например, в мастерской дизайн костюма с детьми работал художник-модельер Николай Терюхин. Мастер-классы в мастерской «Вокал» проводила полуфиналистка федерального проекта «Новая звезда», воспитанница объединения областного дворца детского и юношеского творчества «Страна чудес» Елизавета Павлюкова. В мастерской судомоделизма с ребятами занимался Виктор Леонидович Нечеухин, педагог, воспитавший членов сборной России – чемпионов мира этого года. В этом году наши ребята в Калиниграде впервые на чемпионате мира успешно представили свои модели на английском языке и завоевали золото и два серебра в одной из самых массовых номинаций – модели из пластика. Участники проекта на первой установочной сессии обучаются
В проекте принимают участие школьники из большинства муниципальных образований Архангельской области. И в этом его огромная ценность. Другой пример наших коллег из министерства культуры Архангельской области. На базе Архангельского музыкального колледжа организуется творческая школа «Юные музыканты Поморья». В рамках творческой школы обучающиеся и преподаватели детских музыкальных и детских школ искусств посетили мастер-классы преподавателя колледжа имени Гнесиных профессора Петрозаводской государственной консерватории, а также преподавателей Архангельского музыкального колледжа. Названные проекты, а также другие – в сфере экологии, туризма и краеведения, патриотического воспитания, иных важных направлений будут продолжаться. При реализации проектов в том числе активно используются ресурсы летних оздоровительных лагерей. Так, в рамках тематической смены детского оздоровительного лагеря «Зеленая поляна» уже не первый год организуется Школа детского самоуправления. Эта школа работает по двум направлениям: лидерство и журналистика. Такие проекты, а также иные областные мероприятия в системе дополнительного образования очень важны. Они объединяют единомышленников, детей и педагогов, создают условия для профессионального роста. Являются с одной стороны «публичными отчетами» объединений, а с другой, стимулом для разработки и обновления программ дополнительного образования. Кроме этого, играют неоценимую роль в профориентационной работе. Так, объединение дополнительного образования «Звезда» Урдомской средней школы, команда которого представлена на фото – постоянные участники мероприятий «Юный спасатель» и «Школа безопасности». Это межведомственное мероприятие организуется Главным управлением МЧС
Обучающиеся – активные участники мероприятий поощряются поездками в федеральные учреждения – Всероссийские детские центры «Орленок», «Смена» и «Океан», Международный детский центр «Артек». Ежегодно количество областных мероприятий, проводимых
Особе местно в системе работы по обновлению содержания и технологий дополнительного образования отводится развитию технического творчества, инженерно-технических компетенций, поскольку способствует привлечению молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышению престижа научно-технических профессий. В Архангельской области сформировались своего рода «центры» технического творчества, в которых развиваются традиционные направления: авиамоделирование (Архангельск, Северодвинск), судомоделирование (Архангельск, Северодвинск, Мирный, Коряжма), ракетомоделирование (Архангельск, Северодвинск, Мирный), картинг (Северодвинск, Коряжма, Новодвинск), а также новые, например, робототехника, авиаробототехника, 3D-моделирование, веб-дизайн. В 2016 году министерство образования и науки Архангельской области совместно с Агентством стратегических инициатив, корпорацией развития Архангельской области приступили к разработке проекта «Детский Арктический Технопарк Архангельской области». Также запланирован старт движения JuniorSkills в Архангельской области, разработка системы образовательных и конкурсных мероприятий. Начало работы программ Технопарка запланировано на 2017 год. Детский Арктический Технопарк Архангельской области
В основу работы технозон положено проектное обучение. Проектное обучение реализуется при взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики, где предприятие является «заказчиком» и ставит задачу. Из числа обучающихся формируется одна или несколько групп – проектных команд. Проектная команда теоретически решает задачу, проводит испытание и затем представляет готовый продукт. Конечно, решение подобных задач под силу не новичкам, а тем, у кого уже есть начальный, средний уровень подготовки. Потому строить технозоны нашего технопарка мы планируем на базе уже существующих объединений технического творчества, имеющих неплохой опыт
Так, центром юношеского научно-технического творчества
Негосударственные организации, работающие в сфере технического творчества, на равных правах принимают участие в мероприятиях
Наша задача объединить негосударственный сектор, там работает много высококлассных специалистов по интереснейшим направлениям. Планируем организацию работы постоянно действующей соответствующей дискуссионной площадки. Первые встречи уже состоялись. И они интересны всем.
Следующее важное направление - модернизация инфраструктуры дополнительного образования Новые проекты, программы, направления работы требует обновления материально-технической базы дополнительного образования. В государственных программах сфер образования, культуры, спорта Архангельской области предусмотрены мероприятия, направленные
Начиная с 2013 года в рамках государственной программы «Развитие образования в Архангельской области» нашим министерством на условиях софинансирования органов местного самоуправления поддерживаются инновационные программы дополнительного образования в сфере научно-технического творчества, исследовательской, конструкторской деятельности. Профильные министерства также принимают участие в федеральных проектах. Муниципальные учреждения дополнительного образования при переходе в структуру школ получают финансирование из областного бюджета на оплату труда педагогического персонала и средства обучения. Органы местного самоуправления в данном случае обеспечивают финансирование на содержание зданий и коммунальные расходы. Считаем важным предусмотреть в муниципальных программах развития образования мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы дополнительного образования, поддержку педагогических кадров. В свою очередь, на условиях конкурсного отбора планируем поддерживать из областного бюджета и привлеченных средств муниципальные инновационные проекты и программы
Одним из самых важных направлений является работа с кадрами, подготовка к работе в условиях апробации и внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования» В сфере дополнительного работают более 2 000 педагогов. Традиционно подготовку педагогических кадров по специальности «Педагог дополнительного образования» ведут областные профессиональные образовательные организации (Архангельский педагогический колледж, Котласский педагогический колледж, Каргопольский педагогический колледж). С 2015 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова ведется подготовка учителей начальных классов с дополнительной специальностью «Педагог дополнительного образования». Намечена положительная тенденция омоложения педагогического состава, 28 % педагогов имеют возраст младше 35 лет. Более половины педагогических работников имеют высшее образование. Это стало возможным благодаря в том числе принимаемым мерам, направленным на повышение заработной платы педагогов дополнительного образования. Уровень средней заработной платы педагогических работников
В тоже время нельзя не отметить, что в сфере дополнительного образования, особенно в сельских муниципальных районах, работают педагоги, не имеющие соответствующего педагогического образования, при этом их опыт и знания представляют большую ценность для детей, с которыми они занимаются. Введение профессионального стандарта повышает требования
С ноября 2016 года начнется проведение независимой оценки качества образовательной деятельности муниципальных организаций дополнительного образования. Соответствующее решение общественного совета уже есть. В ноябре-декабре 2016 года в соответствии с планом, утвержденным советом, в ней участвуют учреждения 10 муниципальных образований, представленных на слайде. К 2019 году через эту процедуру пройдут все муниципальные учреждения дополнительного образования. Перед сферой дополнительного образования сегодня стоят большие задачи и открываются широкие перспективы (задачи на слайде). Мероприятия по развитию дополнительного образования на 2017 год будут представлены в межведомственном плане реализации Концепции развития дополнительного образования, утверждение которого планируется на заседании правительства области до 15 декабря текущего года. К этому времени мы ожидаем планы по реализации Концепции дополнительного образования от федеральных министерств и ведомств, в том числе планы всероссийский мероприятий. Наиболее важные меры нашли свое отражение в проекте распоряжения сегодняшнего заседания Правительства. Доклад. Загрузить >>
|