В целях повышения эффективности работы системы обеспечения профессионального развития педагогических работников необходимо
целенаправленно использовать возможности обновленной инфраструктуры вертикально-интегрированных региональной и федеральной систем научно методического сопровождения профессионального развития педагогических работников;
при планировании научно-методического сопровождения, большее внимание уделить организации корпоративного профессионального развития педагогов, реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для целевых групп учителей;
обеспечить адресную работу с педагогами по преодолению предметных, методических и психолого-педагогических дефицитов, выявленных как при проведении диагностик, так и в процессе экспертизы результатов их профессиональной деятельности;
содействовать региону:
в реализации мер, направленных на создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;
по развитию «горизонтального обучения», наставничества и менторства;
по вовлечению педагогов в экспертную деятельность;
в проведении мероприятий, направленных на обновление дополнительных профессиональных программ;
в реализации мер по развитию цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
в проведении мероприятий по информированию педагогического сообщества о новых тенденциях в сфере образования, задачах и требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников;
в повышении квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Анализ данных мониторинга, выявил ряд проблем в обеспечении профессионального развития педагогических работников. Определены адресные рекомендации по обеспечению целевых показателей по направлениям работы в разрезе кластеров, муниципальных образований (таблица 1).
Таблица1. Адресные рекомендации по результатам мониторинга.
Адресные рекомендации для устранения выявленных проблем
Исполнители- по кластерам, муниципальным образования, ГОУ
1. Сопровождение планового повышения профессионального мастерства педагогических работников
Принять меры по развитию «горизонтального обучения» через создание оптимальных условий для диагностики профессиональных дефицитов педагогическим работникам
АО ИОО*, ЦНППМ**: продолжить системную работу по разработке и сопровождению ИОМов.
МО*, ГОУ*: включить в муниципальные программы раздел «Взаимодействие с ЦНППМ АО ИОО» и обеспечить педагогическим работникам условия для прохождения процедуры диагностики
Активизировать работу по участию педагогов в разработке индивидуальных образовательных маршрутов на основе диагностики профессиональных дефицитов
АО ИОО, ЦНППМ, МО, ГОУ: оказать педагогическим работникам научно-методическое сопровождение при освоении индивидуальных образовательных маршрутов на региональном, муниципальном и институциональных уровнях
Разработать муниципальные проекты/программы обеспечения профессионального развития педагогических кадров по вопросам
- выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
АО ИОО – актуализировать ДПП ПК по вопросам
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи
МО, ГОУ: включить в муниципальные программы раздел «Освоение / обучение по ДПП ПК»
Разработать муниципальные проекты/программы обеспечения профессионального развития педагогических кадров в области профессиональной ориентации обучающихся
АО ИОО - разработать ДПП ПК по обозначенной проблеме
РЦСПСО АО АО ИОО- Оказать научно - методическую поддержку школам, осуществляющим эффективное сетевое взаимодействие с образовательными организациями профессионального, высшего, дополнительного образования и предприятиями в профильном обучении
МО, ГОУ – включить в муниципальные программы раздел «Освоение / обучение по ДПП ПК»
Разработать муниципальные проекты/программы обеспечения профессионального развития педагогических кадров по вопросам
организации воспитания
АО ИОО - разработать ДПП ПК по обозначенной проблеме
МО, ГОУ – включить в муниципальные программы раздел «Освоение / обучение по ДПП ПК»
Разработать муниципальную программу/дорожную карту по развитию и поддержке муниципальных методических объединений.
Проводить муниципальный конкурс методических объединений.
МО, ГОУ– включить в муниципальные программы раздел «Участие в работе сетевых сообществ/методических объединений»
Активизировать работу по использованию актуального методического ресурса – сетевых сообществ, функционирующих на сайте АО ИОО
МО, ГОУ: включить в муниципальные программы раздел «Участие в работе сетевых сообществ/методических объединений»
Особое внимание сельским МО: Лешуконский, Виноградовский, Холмогорский.
Формировать по итогам работы за год перечень успешных практик муниципалитета с рекомендацией на трансляцию опыта на уровне региона через участие в конференциях, конкурсах и пр.
Разработать и реализовывать план мероприятий и/или муниципальную программу направленную на профилактику профессионального выгорания педагогических работников
Муниципальную программу/ Положение о наставничестве;
-Дорожную карту по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
-Назначить куратора наставничества в образовательных организациях;
-Провести обучение наставников для работы с наставляемыми;
-При наличии наставляемых:
утвердить приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью;
подготовить персонализированные программы наставничества. -Транслировать мероприятия Дорожной карты на всех этапах на сайте образовательной организации, по возможности, на муниципальном и региональном уровнях.
ГОУ имеющим молодых специалистов, разработать корпоративную программу о наставничестве
3. Адресное повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ
Разработать эффективные механизмы методического сопровождения педагогческих работников по реализации приоритетных федеральных программ
АО ИОО: обеспечить научно - методическое сопровождение адресного повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ
МО, ГОУ: обеспечить условия для адресного повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ
Разработать муниципальные проекты/программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области цифровизации образовательной деятельности
МО, ГОУ
*АО ИОО- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования
**ЦНППМ - Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
***МО – Муниципальные образования.
****ГОУ – государственные образовательные организации
27.06.2022
Заместитель председателя РУМО, проректор по учебно-методической работе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Архангельский областной институт открытого образования», кандидат педагогических наук