Схема 1. Классификация коррупции
[1] Понятия, рассматриваемые в схеме 1, представлены в глоссарии.
Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.
Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:
- секретность исполнения решений;
- наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;
- взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;
- стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;
- амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).
Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).
Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.
В числе негативных последствий коррупции можно выделить следующие: неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; потери налогов (когда налоговые органы присваивают себе их часть); снижение налоговых поступлений в государственный бюджет; отток капитала за рубеж; снижение эффективности работы государственного аппарата; потеря гражданами времени и денег из-за чинимых чиновниками препятствий; воспрепятствование деятельности частных предпринимателей, их разорение; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; серьезное препятствие на пути притока иностранных инвестиций и передовых технологий, и, следовательно, для развития нашей страны; рост социального неравенства; несправедливое распределение доходов, обогащение взяточника за счет общества; падение общественного доверия к системе правосудия и т.п.
В качестве основных мер по борьбе с коррупцией обычно называют ужесточение наказаний, консолидацию усилий гражданского общества и бизнеса, просвещение граждан.
Вместе с тем международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от целого ряда факторов, но в целом своеобразная «цепочку результативности» может быть представлена следующим образом (см. схему 2).
Схема 2. «Цепочка результативности» борьбы с коррупцией
Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.
Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:
- формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);
- формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;
- развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;
- формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;
- освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.
На схеме 3 представлены основные принципы антикоррупционного образования школьников.
Схема 3. Принципы антикоррупционного образования школьников
Дадим пояснения к схеме.
Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.
Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;
- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).
При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.
В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:
- конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);
- гражданские форумы по противодействию коррупции;
- социально-значимые проекты;
- проведение социологических исследований;
- интернет-анкетирование;
- ролевые игры (суды над коррупцией);
- дебаты;
- встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.
Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип пртнерства).
В целом антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления (принцип превентивности).
При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.