Поиск по сайту
Авторизация
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование школьников может осуществляться через разноплановую работу с текстом. При включении в уроки литературы материалов именно такой направленности, на первый взгляд совершенно далекой от теории и истории литературы, необходимо отталкиваться от внутренней связи ценностей антикоррупционной культуры человека с духовно-нравственными ценностями, которым проникнута мировая литература. На уроках русского языка материалы антикоррупционной направленности могут быть использованы как в виде контекстных включений, так и при проведении целостных уроков с комплексным анализом текста. В качестве дидактического материала предлагаются тексты по антикоррупционной тематике и задания к ним, которые позволят естественно связать уроки русского языка и литературы и предложенные тексты. Данные тексты можно использовать как на специальных уроках, так и на уроках в связи с изучением программного материала. Задания к данным упражнениям могут использоваться как в предложенном виде, так и дополняться учителем в зависимости от изучаемого материала. Тексты, предложенные в материалах, могут быть также использованы для написания изложений и для проведения различных видов диктантов.
Текст 1 Кузовков Ю. История коррупции в России Источник: http://www.yuri-kuzovkov.ru/theory/korruptsiya#2
Единственным примером в истории, когда демократическая власть существовала еще дольше, чем в Римской республике, является средневековый Новгород. Согласно летописям, демократия в Новгороде существовала в течение многих десятилетий до призвания Рюрика в IX веке и сохранилась там вплоть до XV в.; лишь после этого она переродилась в олигархический режим, и затем город с его территориями был присоединен к Московскому царству. Следовательно, демократия в Новгороде просуществовала не менее 6-7 столетий. Что же позволило ей так долго сохраниться? Как ни удивительно, мы видим здесь принципы формирования правящей верхушки, очень похожие на те, которые существовали в раннереспубликанском Риме: бескорыстное служение и частая ротация высших чиновников, прежде всего князей и посадников. В частности, среди особенных черт новгородской демократии можно отметить следующие:
Любопытно, что подобные же методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией применялись и в Московском царстве. Меньшевик В.Войтинский, проведший при Николае II много лет в сибирской ссылке, описывал практику, которую цари Московской Руси применяли в отношении сибирских губернаторов. Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они нередко пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Судя по всему, указанная практика была введена еще при Иване Грозном, при котором к России была присоединена Западная Сибирь. Во всяком случае, известно, что именно он помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно. Итак, мы видим, что целый ряд ярких примеров государственного строительства, когда та или иная нация совершала прорыв и делала скачок в своем развитии, был связан с одним и тем же набором приемов и подходов к отбору правящей чиновничьей верхушки и борьбе с коррупцией в ее рядах. Советская Россия в первые десятилетия после революции 1917 г., Англия в первые десятилетия после Славной революции 1688 г., Рим в эпоху ранней республики, Новгородское государство, сыгравшее ключевую роль в формировании Киевской Руси, Московская Русь, объединившая русские земли в великую Россию – все это примеры прорыва и скачка в развитии государства и нации. И среди основных подходов можно выделить следующие: 1) Духовная альтруистическая идея, приверженность которой служит одним из критериев селекции правящего слоя. 2) Добровольно-принудительный отказ правящего слоя от владения крупным личным имуществом и от получения крупных личных доходов. 3) Частая и принудительная ротация чиновников, особенно в высшем звене, ограничение срока пребывания чиновника на одном месте одним годом или самое большее несколькими годами. 4) Строгое наказание за нарушение установленных правил – изгнание из государственного аппарата, конфискация имущества, тюремное заключение и другие. Совпадение этих мер по борьбе с коррупцией не может быть случайным. Не может быть случайным тот факт, что самые успешные государства в мировой истории применяли одни и те же подходы к борьбе с коррупцией и формированию своей правящей верхушки. Следовательно, дело в том, что именно эти подходы являются наиболее эффективными и лучше всего препятствуют росту коррупции в рядах правящей чиновничьей верхушки и ее перерождению в олигархию. Вопросы и задания:
Текст 2 Федеральный закон о противодействии коррупции (№ 273-ФЗ от 25 декабря 2008 , извлечения)
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; 6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; (п. 6 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ) 7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 8) обеспечение независимости средств массовой информации; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; 14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; 18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; 19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Вопросы и задания:
Текст 3 Бег на месте, или история коррупции в России Источник: http://newsaltay.ru/index.php?dn=article&to=art&id=407 Коррупция в России возникла не вчера; история русского взяточничества так же богата, как и сама история России, и насчитывает уже много веков. Гордиться тут нечем, но есть над чем задуматься. Ведь именно из истории можно понять, почему мы имеем сегодняшние проблемы... Изначально коррупция для чиновников в России была законным видом деятельности. Государственные чиновники жили за счет «кормлений», т.е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности. Князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив их огромными полномочиями. Местное население не скупилось на подарки - другого-то выхода не было. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников. «Кормления» были официально отменены в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день. К XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (между прочим, свои прямые обязанности), это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма. Но - если чиновник при этом не нарушал закона. Если же его подкупали для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, это относилось уже к «лихоимству». С лихоимством пытались бороться. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г. Спустя полвека, в Судебнике 1550 г., вопрос взяточничества стал рассматриваться более детально. Так, для дьяка, который за взятку составил подложный протокол или исказил показания сторон, было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения. Кроме того, он должен был выплатить штраф в размере суммы иска. Дальше в лес - больше дров. Со временем, несмотря на то что появлялось все больше запретов и наказаний, коррупция среди государственных служащих не уменьшилась. Так, по словам А. Олеария, «хотя брать взятки всем строго запрещается, под опасением наказания за то кнутом, но их тайно берут, особенно писцы, которые вообще охотно принимают посулы или подарки...». Иван Грозный, любитель кардинальных мер, не ограничился поркой за лихоимство; он определил в качестве наказания взяточникам смертную казнь. Но и это особых плодов не принесло, коррупция продолжала процветать. Народ терпел... Безмолвствовал, по выражению Пушкина. С XVI века возникло новое проявление взяточничества - вымогательство. Глава Земского приказа Леонтий Плещеев при царе Алексее Михайловиче Романове превратил суд в преступный орган, занимавшийся вымогательством. Судебные дела решались по принципу «кто больше даст, тот выиграет». В это же время возникает практика «взятки за лицензию», начатая тестем царя Алексея боярином Ильей Милославским. А шурин Плещеева Петр Траханиотов, ведавший Пушкарским приказом, месяцами не выплачивал жалованье стрельцам, оружейникам и другим подчиненным, присваивая деньги (не тут ли берет начало эта практика, нашедшая такое распространение в сегодняшней России?). Доведенный до отчаяния народ наконец не выдержал и 25 мая 1648 года поднял в Москве бунт. Погасить восстание не удалось, и царь Алексей Михайлович был вынужден выдать сначала Плещеева, которого растерзала толпа, а затем казнить Траханиотова. Бунт закончился победой горожан; он оказался первым (и последним, заметим) в российской истории народным выступлением против коррупции. Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к народу обещать, что он, мол, сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи «чинили расправу без посулов». Изданное после бунта Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, подпадавшие под понятие коррупции: подлог при переписке судебного дела, утайку пошлин при регистрации дел, притеснение населения. Кому - дубинка, кому – веревка. В царствование Петра I впервые было осознано, что коррупция является ужасным злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр начал вести активную борьбу против коррупции. С 1715 года чиновники стали получать фиксированную зарплату, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Однако государственный аппарат при Петре I настолько разросся, что содержать его стало проблематично. Жалованье, и без того очень скромное, выплачивалось нерегулярно, поэтому взятки вновь стали основным источником дохода, особенно для чиновников низших рангов. Петр решил ужесточить меры наказания и сгоряча хотел издать указ, согласно которому следовало вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене... веревки. Но его сподвижники в один голос заявили, что в этом случае государь просто останется без подданных. Император советников послушал, но смертную казнь за взяточничество все-таки ввел. Петр вообще постарался поставить борьбу с коррупцией на правовую основу. Специально для этой цели был учрежден пост генерального прокурора. По личному указанию императора на должность был назначен Алексей Нестеров. Он доблестно исполнял свои обязанности, вел активную борьбу с казнокрадством и взяточничеством, после многолетнего следствия изобличил в коррупции сибирского губернатора князя Матвея Гагарина, которого повесили при всем честном народе... А через три года обер-фискала Нестерова самого поймали за руку на взятках и четвертовали. В 1722 году Петр отправился в Дербентский поход. Военные действия оказались для России вполне удачными, и возможно, что кавказские земли могли быть присоединены к Российской империи гораздо раньше, чем это произошло на самом деле, если бы российскую армию не подкосили болезни и проблемы со снабжением. А отвечал за продовольствие, боевой запас и лекарства астраханский губернатор Артемий Волынский, изрядно погревший на этом руки. И по его спине тоже прошлась петровская дубинка. Возможно, этим Волынский не отделался бы, но от намерения тут же повесить казнокрада Петра отговорили сердобольные советчики, взывавшие к милосердию и упиравшие на молодость проворовавшегося чиновника. Петр ушел в мир иной, а взяточники в России продолжали процветать. Была снова восстановлена система «кормлений». Вновь повторилась при царствовании Анны Иоанновны и история с Волынским, когда тот был уже казанским губернатором. От разоблачения его спасла только гигантская взятка царскому фавориту Бирону. Бирон же отличился своей «гибкостью». Ровно за неделю до получения взятки он громко требовал показательного процесса и наказания виновных, но вдруг затих и резко поменял свое мнение. Как только внушительная сумма перетекла к нему в карман, он заявил, что Волынский - настоящий государственный муж, и выдвинул его на пост кабинет-министра. Но Волынский и Бирон хотя бы получали взятки из внутренних источников. А были примеры, когда государственные мужи не стеснялись пользоваться незаконной финансовой поддержкой из других стран. Яркий пример коррупции на внешнеполитическом фронте - служба канцлера Бестужева-Рюмина, который заведовал внешней политикой России в царствование Елизаветы Петровны. Бестужев начинал свою карьеру еще при Петре и, оказавшись на вершине государственной пирамиды, объяснял выбранный им курс унаследованной от самого Петра системой стратегических приоритетов. Это выражалось в неизменном союзе России с Англией и Австрией против всех остальных европейских государств. В реальности все оказалось гораздо прозаичнее. Тайная канцелярия Александра Ивановича Шувалова неопровержимо доказала, что стратегические приоритеты российского канцлера основывались на... получаемых в течение более 15 лет регулярных перечислениях из Лондона и Вены. Налицо был факт не только взяточничества, но и прямой государственной измены. Бестужеву повезло: он избежал казни лишь благодаря обещанию Елизаветы, которое она дала при вступлении на престол. Царица уверила подданных, что по ее приказу не будет казнен ни один человек. Коррупционера лишь разжаловали и отправили в ссылку. После смерти Елизаветы Бестужев-Рюмин вернулся в Петербург; он вовсе не собирался менять прежних привычек. Старый интриган разыграл трогательную мелодраму, написав вроде бы как из чувства гражданского долга и почитания к царствующей императрице проект присвоения Екатерине титула «матери Отечества». А после этого предлагал обвенчать ее с «отцом Отечества», на роль которого выдвигался Григорий Орлов. Ни о каком гражданском долге речи, конечно, не было. На самом деле Бестужев получил от тогдашнего екатерининского фаворита Орлова крупную сумму денег. Мудрая и дальновидная Екатерина, узнав о выдвинутом проекте, пригласила царедворца к себе на аудиенцию и, по легенде, задала один-единственный вопрос: «Сколько?» Бестужев не стал отпираться и сознался во всем. Тогда Екатерина вручила престарелому интригану еще столько же, сколько тот получил от Орлова, и велела немедля и навсегда ехать лечить недуги на европейские курорты. Бестужеву, видно, везло всегда... В XIX веке ситуация с коррупцией в стране улучшилась не особо. Хотя Екатерина II вернула фиксированное жалованье чиновникам, но выдавалось оно бумажными деньгами, которые к началу XIX века стали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими. Процветанию коррупции также способствовали и другие факторы. Долгое время стране не хватало квалифицированных служащих. Особенно остро эта проблема стояла на окраинах огромной империи. В Сибири, например, не хватало даже просто грамотных людей. Это привело к тому, что законом разрешалось поступление на государственную службу... ссыльных. Хорошо, если к ним относились декабристы или представители разночинской интеллигенции. Но среди таких чиновников встречались и те, кто был осужден за воровство. Нетрудно предположить, как вели дела они... Кроме того, в русской культуре так сложилось, что обычай преобладал над действующим законодательством. За столько веков крепостного права, в условиях которого подношения хозяину были естественными, сложились особенности массового сознания. Традиция подарков переносилась на взаимоотношения с государственной властью, поэтому люди приносили подношения, рассматривая их не как взятку, а именно как подарок и не осознавая, что они тем самым развращают чиновников. Государственным служащим, в свою очередь, сложно было сопротивляться такому давлению, поскольку отказ от «подарка» воспринимался как обида. В итоге к середине XIX века чиновники практически всех рангов постоянно злоупотребляли своим положением и находились при этом в страхе перед разоблачением. На этом основан сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. Насколько острой должна быть проблема, чтобы целый ряд писателей, таких, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, поднимали в своих произведениях тему коррупции? Благодаря чиновникам великий русский язык обогатился характерными пословицами, например: «не подмажешь - не поедешь», «дело в шляпе» (в шляпу чиновнику совали взятку, после чего дело благополучно решалось), «закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло» и многими другими такого же рода. Коррупция беззастенчиво выходит на арену внешней политики страны. Метод подкупа виртуозно используется русскими дипломатами при налаживании отношений с персидскими и турецкими сановниками и военачальниками. Далеко не последнюю роль сыграли подношения и в процессе подписания в конце XIX столетия весьма выгодных для России договоров с Китаем, благодаря которым Россия получила возможность строительства на китайской территории железной дороги в Манчжурию. Коррупцией, основанной на фаворитизме, заразилась и самая верхушка государственной власти. Пользуясь неограниченным доверием царской семьи, Распутин сколотил неплохой капитал на народных подношениях. Здесь же можно вспомнить фаворитку балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время Первой мировой войны. Эти трагические примеры в немалой степени способствовали потере авторитета власти монарха и в итоге падению российской короны. Государственная власть пыталась бороться с засильем коррупции, неоднократно ставила законодательные барьеры, особенно в самом низу административной пирамиды, но всякий раз безрезультатно. Не прижились ни попытки конкурсного распределения казенных подрядов, ни иные такого же рода нововведения. Господа офицеры... Эпидемия коррупции не только поразила чиновников, но и добралась даже до высшего офицерства, той касты людей, для которых жажда наживы вообще была не свойственна, которые прежде жили понятиями доблести, чести и достоинства. В 1915 году за измену родине был осужден военный министр Сухомлинов. Случайно или намеренно, но он не смог утаить секретные сведения от своей хорошенькой жены, которая передавала их австро-венгерскому военному атташе и его агентам. Это стало достоянием гласности, однако подтвердить, что Сухомлинов получал деньги, не удалось. Примерно в это же время командующий одной из российских армий в Восточной Пруссии генерал Ренненкампф тоже предал отечество и бросил на произвол судьбы командующего Второй российской армией Самсонова, что имело тяжкие последствия для России в августе 1914 года. Но, как и в случае с Сухомлиновым, факт получения Ренненкампфом денег доказать не удалось, и на формальных основаниях он от возмездия ушел. Точку в его карьере поставила большевистская ЧК в 1918 году. Как выяснилось, в годы первой русской революции этот «патриот» командовал карательными экспедициями. Справедливости ради нужно отметить, что дела Сухомлинова и Ренненкампфа все же были исключениями, а большинство офицеров к коррупции отношения не имело, их материальными приобретениями на государственной службе были лишь ордена и наградное оружие за храбрость. Коррупции нет, взятки есть… После революции в стране поменялось все, кроме коррумпированности общества. Монархия пала - коррупция выжила. Из поздней переписки Ленина и его последних статей становится ясно, что и он пытался организовать борьбу с нечистоплотностью госаппарата, например учредить для контроля над ним специальную рабоче-крестьянскую инспекцию... Успеха эта мера не имела. При Сталине отношение к коррупции вообще приняло интересный оборот. С одной стороны, наказания за злоупотребление служебным положением ужесточились вплоть до смертной казни. С другой - госслужащие очень быстро образовали своеобразный класс - неприкосновенный, неподвластный контролю. Представители номенклатуры были фактически неподсудны и не слишком боялись наказаний. Борьба с коррупцией носила, скорее, показательный характер и применялась все больше в политических целях, для расправы с неугодными лицами. Показательным примером может служить дело грузинского большевика Енукидзе. Авель Сафронович занимал должность секретаря Центрального исполнительного комитета СССР, чем пользовался в личных интересах. В партийном аппарате все об этом знали, но это никого особо не возмущало до тех пор, пока товарищ Енукидзе шел в ногу с генеральной линией партии (а может быть, просто щедро делился со Сталиным?). Енукидзе был так уверен в себе, что перегнул палку: выпустил книгу воспоминаний, где была правдиво отражена дореволюционная политическая роль Сталина - более чем скромная. Кремлевскому завхозу тут же припомнили все. В 1935 году его по обвинению сперва исключили из ЦК, потом - из партии, а два года спустя расстреляли. Конечно же, Енукидзе не был невинной овечкой, и обвинение в коррупции было вполне заслуженным, но истинной причиной подобной расправы стало не оно. Именно в это время появилась никогда ранее не существовавшая система «конвертов» (столь успешно реанимированная в перестроечный и постперестроечный периоды). Всем высшим чинам в партаппарате, НКВД, прокуратуре и армии выдавалась вторая, нигде не декларированная зарплата. Эта система очень стимулировала верность вождю. Отменил это безобразие Хрущев, - понятное дело, нажив себе тем самым кучу врагов. Хрущев к проблеме коррупции подошел творчески. В 1960-е годы был изобличен в злоупотреблении служебным положением Фрол Козлов, в те времена второй человек в государстве. Когда итоги следствия были оглашены, Козлова разбил паралич. Хрущев по этому поводу сказал: «Если оклемается, исключим из партии и будем судить. Если умрет - похороним на Красной площади». События развивались по второму варианту, а слова Хрущева определили дальнейшее направление в борьбе с коррупцией. Все это время официально коррупции у нас в стране не было; власти не признавали этого слова, позволив ввести его только в конце 1980-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «попустительство», злоупотребления» и пр. Но отрицать понятие - значит отрицать и явление. И это в то время, как очень и очень многие, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации. Каждый использовал служебное положение, как мог. Взять хоть торговлю. Если советский человек хотел жить хоть сколько-нибудь комфортно, он должен был заиметь «своих» людей (или так называемый «блат«) в магазинах - продуктовых, мебельных, обувных, в аптеках, в комиссионках, во многих других торговых точках... И платить этим людям за то, чтобы они оставались «своими». Причиной того был, конечно же, дефицит - на 90 % товаров народного потребления. Шаг вперед, два назад. В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне. Однако радикальные либералы во главе с Б.Н. Ельциным, которые шли к власти именно под лозунгами борьбы с коррупцией, - оказавшись наверху, заметно перекрыли достижения своих предшественников. В 1990-х годах на Западе говорили, что в России большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом. Подобные заключения делались не на пустом месте. Официальные доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их разрешения заниматься бизнесом было практически невозможно. Особенно щедрой «кормушкой» оказалось проведение приватизации. Ее организаторы имели уникальные условия для злоупотреблений. Но самое неприятное в постсоветской коррупции - ее децентрализованный характер. Если в других странах достаточно «дать на лапу» одному-двум высокопоставленным чиновникам, то в России приходится платить всем чиновникам без исключения, начиная от секретарши в приемной, заканчивая налоговыми инспекторами. Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этой заразе, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится. Пока взятки будут предлагать, их будут брать, какие бы суровые наказания за это ни грозили. Но зачастую люди не в состоянии решить свои проблемы, не давая взяток... Получается заколдованный круг. Сможем ли мы общими силами разорвать его, выйдет ли Россия из тени такого страшного явления, как коррупция? Вопрос этот - покуда чисто риторический... Покажет время. Вопросы и задания:
Текст 4 Элла Панеях. Граждане становятся реалистами (газета «Ведомости», 16.06.2011)
Майский опрос «Левада-центра» о коррупции лучше, наверное, было бы назвать опросом об административной ренте. Практически во всем, что относится к роли чиновничества в жизни страны, граждане демонстрируют устойчивый пессимизм. Даже на фоне 90-х гг., представляемых в официальной пропаганде как время разгула воровства и коррупции, противопоставленное нынешнему порядку, этот «порядок», оказывается, выглядит весьма бледно. Более половины (52%) опрошенных считают, что воровства и коррупции в руководстве страны сейчас больше, чем в 1990-е гг. В 2007 г. таких разочарованных было втрое меньше - всего 16%. Тех же, кто считает, что сейчас чиновники воруют меньше, чем в 90-е, осталось всего 7% - против 26% в 2007 г. Примерно так же распределились взгляды на степень влияния бюрократии на жизнь страны: больше половины опрошенных - 53% - считают, что по сравнению с 1990-ми гг. влияние чиновников возросло. Еще 36% - что не изменилось и только 6% - что оно уменьшилось. Интересно, что подавляющее большинство - 73% респондентов - полагают, что и разрыв в доходах между бедными и богатыми в России увеличился по сравнению с 90-ми. Строго говоря, статистика этого утверждения не подтверждает: по данным Росстата, коэффициент Джинни, измеряющий степень неравенства, в России в последние 10 лет практически не изменился. По более тонким подсчетам ученых, есть основания полагать, что он даже существенно снизился. Но в контексте разговора о коррупционных доходах логику респондентов несложно реконструировать: можно предположить, что о росте административной ренты - как едва ли не главного источника богатства - они судят не по непосредственно видимым признакам материального неравенства, он связывается для них в первую очередь с влиянием, возможностями чиновников. Раз могут, значит, воруют. Больше могут - больше воруют. Например, такой занятный факт: на вопрос «Как вы считаете, где сейчас больше воровства и коррупции - в окружении Путина или Медведева?» 13% опрошенных отвечают, что в окружении Путина, и только 4% более подозрительны к окружению Медведева (70%, впрочем, считают, что разницы никакой нет). Учитывая, что по рейтингу доверия премьер устойчиво опережает президента, логично предположить, что оценка коррумпированности приближенных у респондентов привязана скорее к представлениям о влиятельности политика, чем к оценке его качеств. Где власти больше, там больше и коррупции. Схожую картину дают ответы на вопрос «Как вы считаете, где сейчас больше воровства и коррупции - в высших или в низовых эшелонах власти?». Несмотря на то, что граждане наверняка на собственном опыте гораздо чаще непосредственно сталкиваются с низовой коррупцией, чем с воровством высоких должностных лиц, только 10% полагают, что мелкие чиновники коррумпированы больше крупных, и 37% придерживаются противоположного мнения. Снова видим, что распространенность воровства для граждан привязана не к качествам бюрократа и не к потребностям (вопреки распространенному верованию, что одной из причин злоупотреблений являются низкие доходы чиновников), а скорее просто к количеству власти в его руках. Доверие к высшим должностным лицам, по этой же логике, особенно низко. На вопрос «Как вы считаете, есть ли у высших российских чиновников счета за рубежом?» лишь 2% - меньше статистической погрешности - ответили «скорее нет», а уверенно ответивших «определенно нет» не набралось и одного процента. Всего 6% затруднились с ответом, 26% сказали «скорее да», и определенно уверены в тайном богатстве высших чиновников двое из каждых троих опрошенных - 65%. В списке мер, предлагаемых для борьбы с коррупцией, с большим отрывом лидируют финансовые санкции: конфискация имущества (46%), штрафы, многократно превышающие незаконно полученный доход (40%). Традиционные рецепты по завинчиванию гаек, бывшие в ходу прежде: ужесточение наказаний, укрепление контроля - существенно проигрывают в популярности ударам по карману (от 33 до 28%). И, наконец, уж совсем мало граждане верят в нормальные демократические механизмы борьбы с коррупцией - такие, как ограничение полномочий чиновников, повышение прозрачности государственных ведомств, суды над взяточниками. Похоже, что российская коррупция видится им в первую очередь не как род преступности, не как набор злоупотреблений в условиях ослабления контрольных механизмов (как государственных, так и общественных), а почти как своеобразная форма бизнеса, с которой и бороться нужно так, как борются с нежелательным бизнесом: принимая меры для повышения финансовых рисков данной экономической деятельности и снижения ее прибыльности. Другими словами, образ властной вертикали, предстающий в результатах опроса, скорее не пораженная рядом пороков (т. е. коррумпированная в буквальном смысле этого слова) управляющая структура, а некая фирма или конгломерат фирм, для которых извлечение административной ренты является основным предметом деятельности. Это положение вещей само по себе печально, но у него есть и светлая сторона. Хорошая новость в том, что у граждан формируется более реалистичный взгляд на одну из главных российских проблем и надежды на симптоматическое лечение слабеют. Вопросы и задания:
Текст 5 Андрей Никитин. Власть – мы. Опыт внесистемного эссе («Аргументы и Факты», 5.10.12) Источник: www.aif.ru/society/article/55796
Я искренне изумляюсь всякий раз, когда наблюдаю следующую картину. Какой-нибудь высокий чиновник, улыбаясь, разрезает ленточки на вновь открытом или только что отремонтированном социальном объекте (будь то больница или дворец спорта). Довольный, даёт интервью местным подобострастным телекомпаниям. Смахивая набежавшую слезу, вспоминает о суровой доле ветеранов (вариант: рожениц. Вариант: спортсменов. В зависимости от типа объекта). Какую же лошадиную выдержку должны иметь эти люди! Ведь на деньги, которые вбухали в больницу или собес, можно было целый год учить сына этого чиновника в Англии. Или открыть еще один торговый центр, который будет кормить нашего госслужащего, когда его оттеснят от кормушки более наглые претенденты. В общем, поистине железными людьми надо быть, чтобы пережить такое. Не зря их так мало. Как и новых социальных объектов. Когда власть – «балаган анлимитед» Есть ощущение, что наши власть предержащие не наигрались и не нахапались. Все они родом из СССР, а там власть была институтом взрослым, серьезным, ответственным. Им же хочется от этого «проклятого наследия» освободиться: как детям, пошалить, порезвиться, полетать с журавлями. Шутя сочинить бюджет страны, с прибаутками принять очередную стратегию до 2038 года, позубоскалить насчет Сочи-2014 и так далее. Властные решения отчетливо отдают маскарадом, когда речь идет о действительно важных вещах, таких, как например, реформа пенсионной системы. - А давайте накопительный элемент отменим, кому он нужен? Лучше вон как в совке делали – 40 лет пусть работают все, чтобы мизерную пенсию себе сколотить. - А давайте! Зато когда речь заходит о бизнес-интересе самих чиновников, они становятся пугающе серьезными. Главный бизнес – это сама служба на благо отечества. «Блатной» пост даёт практически неограниченные бизнес-возможности. И тут тоже два генеральных направления. Первое – старые добрые распилы-откаты. Их часто критикуют, ведут с ними непримиримую борьбу с трибун, но они еще долгие годы будут служить для российских чиновников надежной тихой гаванью в бушующем океане современности. Второе направление – крышевание сторонних бизнесов и ведение своих. Смысл любой «крыши» - в защите от посягательств (чиновники чаще всего защищают от нападок других органов власти и происков конкурентов) и в регулярном взимании дани. В свою очередь «свой» бизнес чиновника – занятие, может, и более рискованное, но зато более надежное. Ведь он останется и после ухода с госслужбы. Наших чинуш интересует всё, что приносит деньги, будь то торговый центр или ресторан. Если «народ безмолствует», то всё в порядке, можно дальше заниматься распилингом и откатингом. Один российский чиновник средней руки, когда его избрали на высокий пост, очень непосредственно высказал эту мысль: «у меня всего четыре года, дайте мне спокойно поворовать!». «Власть тьмы» закрыта на самообслуживание Коммерциализация проникает в ранее не мыслимые сферы. «Мир - торг, и люди в нём торговцы», - на голубом глазу убеждают нас «успешные» деятели. Их эмблема, если хотите икона – застенчивый Альхен Роман Абрамович. Он оказался в нужное время, в нужном месте, а теперь просто правильно ведет бизнес. Ум, честь, совесть – всё нынче продается и покупается. Зримым примером являются регулярные партийные метаморфозы, когда несгибаемый коммунист вдруг оказывается ярым приверженцем «Единой России», а убежденный ЛДПРовец после некоторых колебаний вдруг понимает, что всю жизнь разделял взгляды «Справедливой России». Наши т.н. партии – это просто-напросто коммерческие бренды, которые с большей или меньшей долей успешности продают свои франшизы. Распилократия порождает уродство. Заведениенезаведение дел правоохранительными органами, «справедливое» решение суда, условно-досрочное освобождение, - всё имеет свою цену. И этот тот ресурс, который властные бизнесмены используют либо для устранения неугодных, либо для извлечения собственной прибыли. Воистину «власть тьмы». И она закрыта на самообслуживание. Единственное, что мешает этой касте жрецов – необходимость делиться. Делиться с вышестоящими и с народом. Последнее особенно обидно. Ведь народ он неблагодарный, проест свои бюджетные зарплаты и даже не заметит. Поэтому-то всё чаще из властных недр зреет возглас неодобрения: не пущать с таким трудом выкачанные нефтяные и газовые деньги на нужды народа. Народ – он пусть сам как-то устраивается в жизни, пусть «крутится» как-нибудь, без бюджета. Пусть сам за всё платит: за образование, здравоохранение, за ЖКХ и т.д. Последняя идея, говорят: не пущать автомобилистов в центр Москвы, даже если они там живут. Пусть платят! Ох, перспективная идея, особенно если экстраполировать её на все российские города. Сразу двух зайцев власть убьет: и с пробками поборется (ничего более оригинального по этой проблеме ей в голову не приходит), и деньжат срубит. Думается, это направление – золотая жила, и российское чиновничество будет с жаром его разрабатывать в ближайшие годы. Давайте вместе эволюционировать Чтобы изменить ситуацию, нам надо сказать «стоп» коммерциализации всего и вся. И здесь в первую очередь хотелось бы обратить внимание на нашу государственную думу. Кажется очень перспективной идея создания «тревожной кнопки» в интернете, прежде всего в социальных сетях: при попытке протолкнуть очередную сомнительную законодательную инициативу оперативно организовать в Сети сбор подписей против неё. Нечто подобное мы наблюдаем сейчас в связи с планами по тихому принятию в России законов о ювенальной юстиции. А может быть, имеет смысл вслед за «тревожной кнопкой» организовывать сбор средств за НЕпринятие того или иного закона? Все собранные деньги должны пойти на компенсацию думцам их упущенной выгоды. Все сетевые инициативы должны при необходимости поддерживаться оффлайновыми способами, включая сбор живых подписей и митинги протеста. «Невозможно служить Богу и мамоне». Мы должны каждый раз указывать власть предержащим, когда они зарываются в коммерческом угаре. Мы – это те, кто не на словах а на деле старается жить по заповедям «Не убий», «Не укради», «Не лги» и далее по списку. Такие – честные люди – есть и в нынешней власти. Но только очень редко они встречаются на руководящих постах. Находить вышестоящее начальство зарвавшихся чинуш, указывать на их проделки контролирующим органам, привлекать СМИ, держать власть под постоянным прессингом. У многих нынешних чиновников вы найдете удивительное сочетание цинизма («плюй в глаза – Божья роса») и трусости («как бы чего не вышло»). На последнее и надо делать расчет. Нужно добиваться, чтобы сомнительные решения отменялись, а позитивные («на благо народа»), напротив, исполнялись. Власть – мы, поэтому надо активнее проникать в те сферы, куда нынешняя власть допускает, а мы не идем по лености или недосугу: общественные организации, советы, инициативные группы. Вместе проще добиваться результата. Результатом следует считать удовлетворение принципов справедливости. Там, где они попираются, следует немедленно вмешиваться всем честным людям с позицией. Власть быстро пасует перед людьми, которых нельзя купить или запугать. «Тихая эволюция», - вот наш путь. Тихо, без шума и самопиара, изменять себя и изменять чиновников. Все революции заканчиваются одним и тем же – перегруппировкой властных элит, и ухудшением ситуации. А вот эволюция предполагает внутреннее качественное изменение – и одного индивидуума, и целого народа. В конце концов, почему бы не замахнуться на то, чтобы из чиновника сделать человека? При этом наша эволюция анонимна, и не требует вожаков, главарей, «лидеров протестного движения». Каждый на своём месте может включиться в процесс изменения жизни в стране к лучшему. И здесь как нельзя кстати практика малых дел. Посадить дерево во дворе своего дома, устроить детскую площадку, организовать праздник для обездоленных. В любом случае лучше делать, чем говорить. Вопросы и задания:
Назад в раздел |